Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.
отбили всЬмъ MjpoM'b въ трапезЬ и увели съ собою сильно“ :). Обычай совершать всякаго рода публичные акты и устраивать общественный со- брашя въ церковной трапезЬ былъ на сЬверЬ до такой степени распро странен^ что писцовая книга 1615 г., описывая двЬ избы при церкви Мегорскаго погоста въ ОбонежьЬ, въ которыхъ собирались погостсше крестьяне, замЬчаетъ, что эти избы служили „за трапезы мЬсто“ 2). Даже въ посадахъ церковпыя трапезы служили для того же назначешя. Такъ иапр. въ УстчогЬ В. въ 1645 г. окладная комиш я посадскаго схода, со стоявшая изъ выборныхъ отъ схода съ разрубными цЬловальниками во главЬ, имЬла свои засЬдатя, на которыхъ производила разверстку податей между посадскими людьми—„въ Богословской трапезЬ"3). Церковь не оставляла этого народнаго обычая безъ внимашя, по крайней мЬрЬ въ концЬ столЬ'ия. Въ 1683 г. преосвященный Геласш, apxiemicKOHb великоустюжскш и тотемскш распорядился по своей епар- хш, „чтобы приходя приходсше люди къ церквамъ Божшмъ и въ церков- ныхъ трапезахъ всякихъ чиновъ люди для всякихъ своихъ земскихъ и м 1 рскихъ дЬлъ сходовъ не чинили и межъ собою велише раздоры и мятежи, и неподобныя матерныя брани и бои не были, и по праздникамъ молеб- ныхъ пивъ не носили бы и въ трапезЬ не пили бы"4). Это распоряжеше, какъ и всЬ подобиыя, едва ли скоро осуществилось на практикЬ. Впро- чемъ уже и ранЬе кое гдЬ по волостямъ встрЬчаются особыя земсшя 1арск1я избы, замЬняюшдя трапезы, какъ это и было въ Мегорскомъ по- гостЬ по свидЬтельству писцовой 1615 г. Та же писцовая указываете па погостЬ Шимозерской волостки „избу схожую, а сходятся въ ней крестьяне по воскресепьямъ"5). Млрская изба находилась напр, на погостЬ Устьян ской Ростовской волости. Крестьяне Пречистенскаго и Никольскаго при ходовъ Вилегодской волости Сольвычегодскаго уЬзда собирались на сходъ для государева и земскаго дЬла „у церкви св. Николы на стану въ зем скую избу“ 6). Сходъ созывается земскими волостными властями: старостами, судь ями и другими. Такъ напр, когда пргЬхавшш въ Лопсшй Никольскш Паданскш погостъ посланный отъ Олонецкихъ воеводъ кн. Дм. Волкон скш потребовалъ отъ старосты погоста списка крестьянъ, то онъ, староста, — 205 — а) Пр. Д. 1633 № 4. 2) Неволинъ, О пятинахъ и погостахъ, прилож. стр. 105. 3) Пр. Д. 1645 № 10. 4) Р. И. Б. XII, 567. 5) Неволинъ, op. cit-, 105. б) Пр. Д. 1641 № 10. „149 г. декабря въ 13 д. говорить Григорш Мошевъ СтрЬловъ на Ростовскомъ погостЬ въ Mi p с к о й из бЬ, нрошалъ оброку у Исака Антонова"; Пр. Д. 1627 Дг; 80; Арх. мин. юст. писц. кн. 451. „Въ Лальскомъ городкЬ (дв.) земсшй всеуЬздный Лальскаго погоста"; Ibid. кн, 168, въ волости ЧекуевЬ Конецъ-Острова въ Турчасовскомъ стану на по гостЬ—1 дв. MipcKofi. с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz