Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.
— 196 — вывается института повальнаго обыска, такъ широко практиковавшшся рзъ древней Руси и заключавшшся въ опросе Mipa о комъ либо изъ его членовъ, притомъ въ опросе не только относительно какого либо отдЬль- наго поступка, но и вообще о всемъ его поведенш. Къ такому опросу , приходилось обращаться при тяжбахъ по ссылкамъ сторонъ. „Облиховаше" м1ромъ вело къ печальнымъ последсттаямъ для облихованнаго: возбужден ное противъ него подозрение получало опору, становилось доказаннымъ и влекло за собой обвинеше въ томъ злодЬяши, за которое онъ при влекался къ суду. Если не было указашя на определенное преступлеше, а просто давалась нeблaгoпpiятнaя нравственная оценка, облиховапный заключался въ тюрьму, отдавался па поруки или высылался съ территорш Mipa. Mipb былъ какъ бы высшею совестью, съ которою каждый его членъ долженъ былъ сообразовать свое поведете. На ослушниковъ своихъ ] постановлены онъ грозилъ „стоять всемъ м1ромъ, старостою и волостными людьми". Противъ порочныхъ членовъ онъ выступалъ грознымъ судьею, лихуя ихъ на повальныхъ обыскахъ, обвиняя ихъ передъ государственною властью, а иногда, если последняя бездействовала, расправляясь съ зло деями непосредственно самъ, какъ въ былыя времена расправлялось съ ними новгородское вече. Въ 1636 г. сольвычегодскш всеуездный Mipb— „посадсгае люди и волостные крестьяне"—обратился къ воеводе съ настой чивой просьбой казнить восьмерыхъ сидевшихъ въ тюрьме разбойниковъ, отъ которыхъ житья не было городу и уезду и побега которыхъ изъ тюрьмы м1ръ опасался. Воевода медлилъ казнью, ссылаясь на отсутстше государева указа. Тогда Mipb самъ покончилъ съ разбойниками. Съ испол- нешемъ всехъ обрядовъ, въ саванахъ, съ зажженными свечами въ рукахъ въ сопровождены тюремныхъ сторожей и палача, они были выведены къ ■'реке Вычегде и тамъ казнены1). Mipb служилъ защитою своихъ членовъ, которые въ немъ находили безопасность, оплота своего благосостояшя и оборону своихъ правъ. Такую оборону Mipb оказывалъ своимъ членамъ не только противъ злодЬевъ—преступниковъ и недруговъ со стороны, нано- I сившихъ Mipy обиды, но и противъ техъ изъ своихъ же членовъ, у кото рыхъ эгоистичесше инстинкты брали верхъ надъ общественными, которые не только пренебрегали дпрскими интересами, но и приносили ихъ въ . жертву своимъ корыстнымъ расчетамъ. Такихъ людей называли „Miponpo- I давцами" или „м1рскими съедниками". Наконецъ, въ Mipy его члены ищутъ себе защиты и противъ того учреждешя, которое то разсматривается какъ обтдй всеобъемлющш м1ръ, объединяющей отдельные Mipbi въ общее и целое, и сосредоточиваетъ на себе общественный стремлешя, то вызываете противъ себя протеста, когда интересами этого общаго и цЬлаго слишкомъбольно нарушаются интересы отдЬльнаго Mipa. До появлешя государства Mipb былъ темь кру- гомъ, въ предЬлахъ котораго замыкалась матер1альная и духовная жизнь его членовъ. Съ его появлешемъ цельность такого м1ровоззрешя раска- ]) Нр. Д . 1636 № 25.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz