Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.
— 195 — они присутствую™ при разнаго рода публичныхъ актахъ, напр, при даче присяги вновь избранными земскими судьями, при исполнеши различныхъ судебныхъ дМствш выборными властями, какъ то: при производстве су- дебнаго слЗздешя. при пытке, при разнаго рода осмотрахъ въ поземель- ныхъ процессахъ, вообще при составлеши протоколовъ по разнаго рода дЬламъ. Наконецъ, добрые люди участвуютъ въ самыхъ судебныхъ засЬда- шяхъ, входя въ составъ судебнаго присутсттая вместе съ выборными судьями. Какъ къ блюстителю права къ Mipy обращаются въ случаяхъ нарушения права, подавая „явку", т. е. дЬлая заявлеше. Это та „закличь на торгу", которая въ устной форм^ известна Русской Правде. Ташя явки делались по всевозможнымъ, самымъ разнообразнымъ случаямъ нарушешя права, начиная отъ какого либо ничтожнаго столкновешя между соседями съ „неподобною браныо“ и кончая грабежемъ и убшствомъ. Встречаются случаи, когда сами выборныя должностныя лица дЬлаютъ явки о непови новении и сопротивленш имъ Hipи ихъ служебныхъ дЬйсшяхъ . Явка не имела значешя исковой челобитной, которою потерпевши! начиналъ су дебный процессъ противъ обидчика; она была лишь предварительнымъ заявлешемъ потерпевшаго о ннонесеннной обиде и имела цельно во-первыхъ сделать м1ръ свидетелемъ нарушеннаго права, возстановлеше котораго будетъ затемъ предметомъ особыхъ процессуальные обрядовъ, а во-вто- рыхъ явка иногда имела смыслъ предупреждены преступлений въ техъ именно случаяхъ, когда м1ръ оповещался о какихъ нибудь высказанныхъ злодЬйскихъ намерешяхъ, напр, угрозахъ „съ похвальбою" или вообще о какимъ либо образомъ вьнраженномъ зломъ умысла. Марь, осведомленный о такомъ умнаеле, могъ принять въ этомъ случае свои меры, и человекъ, выказавншй злое Haarfspeme, долженъ былъ сдержаться, зная, что его за мыслы известнты Mipy. Явка писалась на имя Mipa, какъ онъ обыкновенно обозначался въ офищальныхъ актахъ, т. е. на имя выборныхъ м!рскихъ должностныхъ лицъ и „всехъ крестьянъ“. Иногда вследъ за должностными лицами поименовывалось несколько „добрыхъ людей" *). Млръ заботится объ удовлетворен^ духовныхъ интересовъ своихъ членовъ. Совпадая съ религиозной общиной, онъ сооружаете и поддержи ваете церковь, приглашаете священнослужителей, содержитъ при церкви благотворительные учреждешя въ той назатейливой форме, въ которой они тогда существовали. Млръ является далее не только хранителемъ права, но и блюстителемъ нравственности; онъ следить за поведешемъ каждаго своего члена, вся жизнь Mipcitoro человека проходить на виду у Mipa, такъ что въ любой моменте онъ можете дать нравственную характеристику каждаго изъ членовъ, „одобрить" его или „облиховать". На этомъ осно*) Такихъ явокъ, поданныхъ выборнымъ должностнымъ лицамъ и всемъ крестьянамъ некоторыхъ волостей Важскаго уезда и нанисанныхъ на имя Mipa, много напечатано въ XIY т. Р. И. Б. Явки писались также на имя государя. Р. И. Б. XXY. 13 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz