Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.
— 135 — въ уплате. На такое полож ете дЬла указываютъ последшя слова, которыми гость Кирило Босой заканчиваетъ приведенную выше характеристику по ловничества: „а твои, государевы, всягая подати во всягае поборы съ тЬхъ своихъ деревень платимъ мы, холопи твои, съ черными крестьяны вмЬсгЬ“ . То же показывали въ 1651 г. архимандритъ и старцы устюжскаго Архан гельскаго монастыря о своихъ половникахъ въ сольвычегодской вотчине монастыря: „у насъ въ Усольскомъ уЬздЬ въ монастырской вотчине дан ныхъ и вотчинныхъ крестьянъ нЬтъ, пашутъ половники, рядятся погодно... А мы съ своихъ монастырскихъ деревнишекъ всягае государевы четвертные доходы.... и въ Mipcrae во всягае розметы платимъ сполна111). Следова тельно ответственными тяглецами являлись владельцы тяглыхъ деревень, хозяева, а не съемщики участковъ въ нихъ. Есть указаше, что возмож ность участчя половниковъ въ другомъ виде тягла—въ отбыванш разныхъ казенныхъ службъ, на которыя выбирались крестьяне, вызывала сомн ете. Въ 1640 г. устюжскш таможенный и кабацгай голова Леонтш Подошев- никовъ отказывался принять къ себе целовальниковъ, выбранныхъ изъ половниковъ монастырскихъ и частновладельческихъ вотчинъ по той при чине, „что они у нихъ въ деревняхъ поряжены въ половники на время, а не вотчинные коренные крестьяне, и такимъ де половникамъ верить въ государевой казне немочно112). Однако уже самое вн е с е т е половничьихъ дворовъ въ писцовыя книги съ такою же подробностью въ описанш ихъ, съ какою описывались и крестьянсгае дворы, показываетъ, что правитель ство склонно было причислить ихъ къ тяглымъ людямъ. Во второй половине века последовалъ рядъ указовъ, предписывавшихъ взимать съ половниковъ подати и привлекать ихъ къ службамъ наряду съ крестьянами, и такимъ образомъ вопросъ объ отношенш половниковъ къ тяглу получилъ законо дательное разреш еш е3). Съ техъ поръ, какъ половники были привлечены къ отбыванш тягла наряду съ крестьянами, разница между этими общественными группами сглаживается. Разлшпемъ между крестьянами „старинными коренными 11 съ одной стороны и половниками съ другой является свобода перехода для вторыхъ и прикреплеше первыхъ къ обществамъ или къ владЬльцамъ. Ста ринный крестьянинъ—постоянный, неподвижный элементъ, привязанный стариною навеки къ своему состоянш . Половники—бродяч!е люди, связы-, ваюнце себя договорами лишь на коротгае сроки, часто нарушающее эти договоры. Но половники очень близко подходятъ къ другой группе кресть янъ, къ крестьянамъ—порядчикамъ, заключающимъ при съеме земли также срочные договоры. Разница между этими м ассами иногда совершенно н е уловима. Половникъ, говоря о себе, называетъ себя крестьяниномъ и только о занятш своемъ выражается: „половничалъ 11 или „жилъ на половье J) Пр. Д. 1651 Ж 52. *) Пр. Д. 1639 № 45. 8) Дъяконовъ, op. cit., 167 и сл.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz