Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.

— 97 — дЬ те монастырей. Черная земля, прюбрЬтаемая монастыремъ, должна оста­ ваться черной, и монастырь, делаясь ея держателемъ, тЬмъ самымъ долженъ былъ становиться членомъ земскаго Mipa. Но изданные указы не внесли однако успокоешя. Въ 1692 г. хлопоталъ объ умиреши монастырскихъ вла­ стей съ земскими мйрами устюжскш архйеписконъ Александръ, поручая своему казначею устроить соглашеше мйрскихъ представителей съ мона­ стырями при посредствЬ виднаго устюжскаго коммерсанта гостя Васшпя Грудцына, пользовавшаяся,, повидимому, расположешемъ apxienncitona и, несомненно, вл!яшемъ въ устюжскихъ и сольвычегодскихъ земскихъ сфе- рахъ. Соглашеше имЬло цЬлыо производство окончательнаго расчета въ платежахъ прелшихъ лЬтъ съ тЬмъ, Чтобы впредь въ платежахъ верстаться и окладываться по доходамъ, по правд^. Оно однако не состоялось, и въ 1695 г. мы видимъ опять столкновеше устюж ская всеуЬзднаго земскаго Mipa съ монастырями. Въ этихъ раздорахъ ихъ застаетъ и XV III сголЬтае1). Итакъ, северный монастырь возникалъ или какъ уединенная пустынь среди глухого дикаго лЬса или на берегу негостепршмнаго моря, гдЬ одиношй отшельникъ совершалъ аскетичесше подвиги, и ташя пустыни не перестаютъ возникать вновь и въ т е ч е т е XV II в.; или какъ учреждеше общественная призрЬшя, сооружавшееся по близости посада или волости, поддерживаемое земскимъ м!ромъ, интересамъ котораго это учреждете должно было служить. Въ дальнЬйшемъ своемъ развит]и гЬ и друпе мона­ стыри на сЬверЬ прюбрЬтали однЬ и тЬ же черты. Это были убЬжшца, гдЬ находили себЬ прнотъ, заполняя собою монастырь, MipcKie люди вкладчики, не порывавшие своихъ отношешй съ внЬшнимъ мйромъ; это были промыш- ленныя или землевладЬльчесшя компанш, которыя вели коммерчесшя, а также банкирская операцш, торговали не только продуктами эксплуатации своихъ владЬнш, но и деньгами. Путемъ правительственныхъ пожалованШ, а затЬмъ все болЬе путемъ частныхъ сдЬлокъ: вклада, купли и залога— монастыри скопляли въ своихъ рукахъ болышя количества земли на сЬверЬ и становились могущественными, опасными и безпокойными сосЬдями чер­ ныхъ волостей, съ которыми постоянно приходили въ столкновеше и вели тяжбы изъ за крестьянскихъ побЬ явъ , земельныхъ владЬнш, разверстки и платежа податей. Монастырь получалъ такимъ образомъ двойственный характеръ учреждешя, гдЬ аскетичесше идеалы отлично уживались съ хо­ зяйственною действительностью. Вотъ почему и отношеше общества къ монастырю на сЬверЬ было также двойствениымъ. Находя душевный миръ и тЬлесный покой подъ сЬнью монастырскихъ святынь, къ которымъ оно благоговЬйно притекало, оно постоянно опасалось монастыря, какъ эконо­ мическая конкуррента и, неся ему обильныя приношешя деньгами и зем­ лею въ качествЬ отдЬльныхъ лицъ, оно постоянно ссорилось и судилось съ монастыремъ изъ-за тЬхъ же земель и денегъ въ составЬ земскаго Mipa. ‘) Р. И. Б. XII. Б. Ж CCLIII, CCXXVIII, 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz