Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.
— 91 — Но въ рукахъ монастырей была и черная земля, и въ этомъ случай монастырю принадлежало такое же держаше, какъ и всЬмъ другимъ вла- дЬльцамъ черной земли. Были монастыри, которые по своимъ владЬшямъ такъ и назывались „черными тяглыми“ монастырями. Черныя монастырская владЬшя слЬдуетъ представлять себЬ въ двухъ различныхъ видахъ: во пер выхъ, они бывали такихъ обширныхъ размер овъ, что составляли цЬлые особые земсше Mipbi, волости. Ташя волости становились монастырскими вотчинами путемъ пожалования; такъ, напр. Шунгскш погостъ въ Зао- нежьЬ былъ одно время вотчиной Тихвина монастыря. Нисколькими по добными же волостями владЬлъ Соловецкш монастырь. Черная волость жа ловалась монастырю иногда на особыхъ условгяхъ: напр., какъ мы видЬли, Кемская и Сумская волости были пожалованы Соловецкому монастырю подъ услов!емъ постройки въ нихъ укрЬпленш и содержания гарнизоновъ, а КуптерЬцкая за особый ежегодный оброкъ въ 9 руб. Монастырская во лость была законченнымъ цЬлымъ, подчиненной монастырю администра тивной и финансовой единицей, округомъ, обособленнымъ отъ сосЬднихъ такихъ же округовъ, населенныхъ черными крестьянами, съ которыми у такой волости были отношешя двухъ отдЬльныхъ самостоятельныхъ и равноправныхъ обласгныхъ единицъ. Друпя влад'Ьшя монастыря состояли изъ деревень или частей деревень, иногда очень небольшихъ, разбросан- ныхъ по чернымъ волостямъ и прiобрЬтенныхъ монастыремъ отъ чер ныхъ же крестьянъ путемъ частныхъ сдЬлокъ. Ташя земли обознача лись въ писцовыхъ книгахъ въ выражешяхъ: „Николы жъ чудотворца... деревни, что они (старцы) купили изъ черныхъ волостей"... „Въ Около- городной же волости деревни монастырсгая, а бывали волостныя тяглыя деревни, и владЬютъ ими монастыри по купчимъ и по даннымъ"2). Вотъ эти то инкорпорированныя въ черныхъ волостяхъ клочки монастыр ской земли въ видЬ отдЬльныхъ деревень или частей деревень и вели обык новенно къ препирательствамъ монастырей съ черными волостями изъ-за разверстки и платежа податей. Участки черной земли, пршбрЬтаемые мо настыремъ, выходили изъ состава земель черныхъ крестьянскихъ обществъ, но тягло, наложенное на эти участки, продолжало входить въ составъ волост ного тягла, и крестьяне, на нихъ сидЬвппе, становясь съемщиками мона стырской земли, продолжали оставаться членами волостного Mipa, какъ тяглой организацш. Въ этомъ случаЬ сталкивались два противоположный мища всякихъ государевыхъ податей и въ Mipcide розметы платить не велЬно". Пр. Д. 1637 № 10. Сборъ за даточныхъ людей „не съ нашихъ крестьянскихъ черныхъ земель (нЬсколькихъ волостей Сольвычегодскаго уЬзда), велЬно, госу дарь, взяти и справити съ ихъ монастырскихъ съ бЬлыхъ земель, а не съ насъ, государь, твоихъ тяглыхъ крестьянъ". 2) Арх. мин. юст. писц. кн. 11. „На Усть-Моржу монастырь Николы чу дотворца..... Николы жъ чудотворца, что они купили изъ черныхъ волостей у Гришки вомина въ 7097 г. въ волости на Моржу и въ Шасткахъ, а государевы подати платятъ съ волостными людьми по прежнему, жеребей деревни" и т. д.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz