Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.
— 89 — мать учас'йе въ дЬлахъ волостного Mipa. Въ 1630 г. черные крестьяне Комарицкаго стана Устюжскаго уЬзда жалуются, что послЬ переписи 1624 г. и послЬ состоявшагося тогда запрещешя монастырямъ пртбрЬтать черныя земли, а чернымъ крестьянамъ ихъ отчуждать въ монастыри, у нихъ на КомарицЬ и въ ЮрьевЬ НаволокЬ, и на БЬлой СлудЬ, и въ иныхъ многихъ станахъ и волостяхъ мнопе крестьяне, отбывая государевыхъ службъ и податей, деревни и пожни, и пашни, и всяшя угодья продаютъ въ монастырь, закладываютъ и даютъ вкладами. „А иные крестьяне опричь деревень сами закладываются" въ Тел'Ьговъ монастырь на ДвинЬ и Новую пустынь Соловецкихъ чудотворцевъ. Старцы тЬхъ монастырей Ьздятъ по во лостямъ со спискомъ съ жалованной грамоты и тЬхъ крестьянъ отъ волостей отымаютъ, къ государевымъ службамъ выбирать не даютъ, податного платежа платить имъ не велятъ и объявляютъ ихъ неподсудными волостному уиравле- нйо. При этой жалобЬ приведены и цифровыя данныя о такихъ переходахъ крестьянъ за два названные выше монастыря послЬ писцовъ 1624 г. Оказы вается, что изъ Комарицкаго стана Верхняго конца „порядились" за монастырь волостныхъ крестьянъ трое, „заложили" и положили деревни за монастырь—трое и сами лично залояшлись—семеро. За то яге время изъ БЬлослудской волости вышло такими же путями талике за монастыри 15, изъ Юрьева Наволока 2 и изъ соседней съ Комарицкимъ станомъ Пермогорской волости 33 крестьянина1). Поземельныя тяжбы между чер ными волостями и монастыремъ возникаютъ обыкновенно изъ споровъ о земл'Ь между черными крестьянами и монастырскими, причемъ монастырь держитъ сторону послЬднихъ и защищаетъ ихъ интересы на судЬ. Тяжбы эти въ XYII в. такъ многочисленны, что примЬровъ ихъ можно привести сколько угодно2). Обладая значительными денежными и личными средствами, имЬя *) Пр. Д. 1630 г. № 72, л. 458 и сл.; 1646 № 42. „Кижскаго погоста (въ ЗаонежьгЬ) государевы мнопе крестьяне, пометавъ участки свои впусто, сошли и живутъ въ Климецкомъ монастыре. И государь бы ихъ пожаловалъ, велЬлъ тЬхъ сошныхъ крестьянъ по прежнему указу изъ за Климецкаго мо настыря вывесть въ Кижсшй погостъ на старые ихъ участки". 2) Ботъ нЬкоторые, взятые случайно. Чт. О. И. Д. 1878, кн. 3, стр. 42. Въ 1606 г. Двипскш Кривецкш монастырь ведетъ продессъ съ Ракульской воло стью Двинскаго уЬзда о половинЬ островка; Е . Барсовъ , Олонецкш монастырь Клименцы. Чт. О. И. Д. 1870 г. кн. 4. Климецкш монастырь въ течете всего XYII в. судится съ крестьянами Кижскаго погоста; Пр. Д. 1644 № 15: Пудожскш погостъ подаетъ жалобу на сосЬднш Муромскш монастырь, старцы и крестьяне котораго изгоняютъ пудожскихъ крестьянъ изъ большого чернаго лЬса, находившагося между погостомъ и монастыремъ, которымъ прежде погостъ и монастырь пользовались сообща и полюбовно; Ир. Д. 1646 № 42: кресть яне Кузарандской волости Толвуйскаго погоста въ ЗаонежьЬ тяжутся и заклю чаюсь мировую съ Вяжицкимъ монастыремъ по поводу земельнаго захвата, совершеннаго крестьянами Пещанской волостки, принадлежащей монастырю; Пр. Д. 1649 № 93. Сшская волость спорить съ Сшскимъ монастыремъ, преж- nie игумены котораго завладЬли тяглою деревнею Фатьяновскою съ пошлин-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz