Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.

— 88 — основаться въ предгЪлахъ ихъ влад'Ьнш, какъ искони ненавидящШ благо челов'Ъческаго рода дьяволъ влагалъ въ сердца этихъ сельчанъ размышле- шя въ роде такихъ, что „аще не нрестанутъ бьгвати чудеса... и состроптся монастырь, и вселятся ту мниси, по малЬ времени совладЬтотъ нами и саны нашими" и какъ эти неблагодарные люди „отъ прилежанця веси" обра­ щались къ святому отшельнику со словами: „отче! неугодно намъ твое зд'Ь пребываше", а иногда и выгоняли его отъ себя силой. Съ той же тревогой смотрятъ деревенсюе жители на монастырь и позже, чуя отъ него постоянную опасность для своихъ землевладгЬльческихъ правъ, и это застав- ляетъ ихъ зорко следить за каждымъ юридическимъ шагомъ монастыря. Въ 1608 г. четверо крестьянъ складниковъ, которымъ принадлежала деревня Льняникова и при ней находившшся въ ихъ общемъ пользоваши выгоиъ, заключаютъ межъ собой любопытный договоръ: „Слыхъ до насъ доходить", пишутъ они въ этомъ договор^, „сказываютъ, на ту нашу вопчую землю (выгонъ) привезли государеву грамоту Живоначальные Троицы съ Гледена старцы"... Участники договора постановляютъ сообща стоять противъ монастыря, защищать землю на суде и вместе нести судебныя издержки въ случай судебнаго процесса, котораго они ожидаютъ и къ которому за­ благовременно приготовляются и принимаютъ свои меры. Нетъ ничего удивительнаго, что такая тревога перейдетъ иногда въ раздражеше, кото­ рое выскажется въ резкомъ слове по адресу монастыря по поводу его постоянныхъ земельныхъ пршбретенш. Игуменъ и оратая Кожеозерскаго монастыря въ 1644 г. бьютъ челомъ государю на каргопольца посадскаго человека Романа Ватагина въ томъ, что онъ бранить ихъ всякою непо­ добною бранью и называетъ ворами: „все де чернецы собрались въ мона­ стырь воры и холопи, и государевы де грамоты добываютъ ложныя, и будто мы, нипце, по тЬмъ грамотамъ всягая угодья и деревни отымаемъ сильно"1). Столкновешя монастырей съ соседними земскими м]'рами часты и происходятъ по разнымъ поводамъ. Въ особенности часто ведутъ къ ссо- рамъ три вопроса: о переходе крестьянъ изъ-за монастыря въ волость и, наоборотъ, изъ волости въ монастырь, споры о земле и вопросъ о раз­ верстке и платеже податей и повинностей. Иногда монастырю приходится жаловаться на черную волость, прготившую бекавшихъ изъ-за монастыря крестьянъ и требовать ихъ возвращенья. Гораздо чаще однако обратное явлеше: переходъ за монастырь волостныхъ крестьянъ, которыхъ волость отыскиваетъ2). Черные крестьяне разрываютъ связи съ своею волостью троякимъ образомъ: или уходятъ изъ волости, бросая свои участки, по- ряжаясь на монастырскую землю, привлекающую ихъ своими льготами; или отчуждаютъ свои участки монастырю и оставаясь на нихъ, „отыма­ ются" отъ Mipскихъ повинностей, считая себя выбывшими изъ волостной общины, или наконецъ закладываются лично за монастырь, становятся монастырскими „закладнями" и на этомъ основанш отказываются прини*) Р. И. Б. XIV, Б. № VIII. Пр. Д. 1644 № 15. *) Р. И. Б. XIV, А. № LXXII,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz