Терентиев Г.К. Начало и развитие рыбных промыслов на Мурманском Российском берегу.

при порто-франко, Архангельск не потеряет своего значения тем, что через него пойдет вдвоем более настоящего товаров, за что усилится значение Кеми и Пустозерска и даже Мезени, через которые будут проходить това­ ры с отдаленных местностей на мурманский порт. Тогда разовьется на Бе­ лом море и в океане огромное пароходство для передвижения 1 рузов, и ви­ димо откроется во всех тех местностях множество средств для рабочего класса трудом своим заработать копейку. Оживятся малонаселенные ныне местности наплывом рабочих, и на всех пунктах закипит усиленная трудо­ вая деятельность. Поднимется и дойдет до прежних размеров и рыбная промышленность на Мурмане, который торговой и промысловой деятель­ ностью превзойдет и самую Норвегию, и на нем сами собою устроятся то­ гда настоящие поселения - деревни, побольше нынешних ничтожных ко­ лоний, которые сами по себе мало обещают в будущем. Ко всему этому необходимо провести на Мурмане телеф аф для скорейших сообщений по торговым делам. Лучшая местность на Мурмане для постройки порто - франко с рейдами - под Шеею и Корабельная губа с Земляною, чем остров Кильдин, который весьма высок и открыт со всех сторон, совершенно не­ удобный для жительства зимой от постоянных на нем вьюг и снежных за­ носов настоль великих, которые едва ли все стаивают в продолжение лета. Имеется, кажется, в виду из Кеми до Кильдина провести железную дорогу через всю Лапландию и Карельский берег, но это составит напрасную тра­ ту фомаднейшего капитала в таких местностях в коих трудно будет бо­ роться с природой. Вернее будет такой капитал затратить на порто-франко, на усфойство пароходов для Белого моря и Мурмана, и на проведение до­ рог для сообщения Печеры с Обью и Кеми с Рыбинском, от которых будет возврат от передвижения грузов; а из Кеми до Колы достаточно провести почтовый тракт с учреждением в Коле почтовой корреспонденции, кото­ рой до сих пор нет, с постоянной гоньбой. От Колы до Мурманского порта может быть постоянное сообщение пароходное, с устройством на зимнее время почтового трактата до Екатерининской гавани верст на сорок не бо­ лее, тогда не будет остановки в сообщении с Мурманом, ни в какое время. Для всех предполагаемых построек на мурманском берегу можно будет достать из горней Лапландии по рекам Коле и Туломе сколько угодно леса, который остается не тронутым после Шуваловской компании, и доставка его обойдется дешевле и быстрее, чем из дальнего Архангельска или по­ морья. При приведении в исполнение столь обширных планов следует впереди изучить в подробности весь мурманский берег с его рыбными промыслами, торговой деятельностью и особенно с тем, будет ли соответ­ ствовать своим назначениям, предполагаемым целям, и может ли принести ожидаемую от него пользу, - чем основываться на разноречивых сведени­ ях, не всегда основательных, чтобы не убить напрасно офомных капита­ лов на столь фомадные предприятия, от которых можно надеяться самой успешной и выгодной производительности, дабы не случилось противного. 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz