Терентиев Г.К. Начало и развитие рыбных промыслов на Мурманском Российском берегу.
приличные домики, для агентов обширные склады под товары и салотоп ни. Эти насельники нового отечества, особенно доверители от купцов их, на основании данных прав вместо разработки промыслов занялись ввозом на наш берег всякого товара, особенно рому и повели меновую торговлю с нашими промышленниками на сухую треску и жир, успев задатком забрать русских колонистов в свои руки. 11орвежцы своею оборотливостью наверное успели бы в течение льготного времени забрать всю торговлю в свои руки, и устроили бы на Мурмане свою Норвегию, если бы не поддержали внача ле наших промышленников энергичные деятели Мурмана, —известные ка питалисты: Савин, Базарный и Зебек и впоследствии Пализен своею фак торией, а теперь г. Смолин. Правда великое благодеяние для Мурмана и то, что Правительство обратило на него свое должное внимание с принятием мер к поднятию на нем промышленности и торговой деятельности, допус тить ошибку в льготах для колонистов, и именно вместо денежного посо бия им, следовало бы построить колонистам избы со службами, обзавести их шняками и снастью промысловой, чтобы колонист пришел ко всему го товому и принялся сразу за промысел никому не обязанный, кроме казны, уплачивая оной за все это в течение 25 лет. В такой период, в который мог ло бы вырасти в колонии новое местное поколение. А права на торговлю и ввоз без пошлины товаров следовало предоставить одним фактористам, как главным деятелям и закупателям промыслов на Мурмане, и ведущим торговые обороты с Петербургом, Гамбургом, и в Архангельске; тогда бы торговля и промыслы пошли рука об руку, и, содействуя друг другу, ско рее развились и укрепились на Мурмане без пособия норвежцев. Ко всему этому необходимо пароходное сообщение между всеми становищами про мышленников, равно с Архангельским рынком и Норвегией, коих для того следует учредить на Мурмане два постоянных парохода с правильными рейсами с ранней весны —марта месяца до поздней осени —по ноябрь. На северной окраине нашей империи единственный морской порт - Архангельский, который ведет заграничную торговлю, но он мало соответ ствует своему назначению и цели по краткости навигации вследствие позднего вскрытия Белого моря, и наносных в устье его новоземельских льдов. Поэтому выгоднее всего открыть для зафаничной торговли порто - франко на Мурманском береге, который бывает всегда открытым, куда мо гут приходить иностранные суда почти круглый год. Сюда можно будет свозить на время лета все товары, идущие через Архангельск с верховья Двины из соседних губерний, из Рыбинска через Кемь и даже Сибири че рез 11устозерск. Иностранцы охотнее пойдут на Мурман, потому что для них сократился путь на I ООО верст, и они избавятся от опасностей и пре пятствий, какие встречают почти каждогодно в устье Белого моря от льдов, в коих гибнут их корабли через что отбивают охогу многим же лающим вести свои торговые дела с нашим севером. При открытии на Мурмане общего порта для всей северной окраины с постройкой складов 224
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz