Терентиев Г.К. Начало и развитие рыбных промыслов на Мурманском Российском берегу.
поморцев обращена была на усиление рыбных промыслов, которые рас пространены были за Варангерский залив по Финмарскому берегу едва ли не до Г'анвика - русской грани с Норвегией. На пустынном в то время финмарском берегу были построены русские станы кемлян и по заливу Варангера онежан, куда с ранней весны приходили промышленники за обильным ловом трески и палтусины; но эти станы при разрыве с Англией были сожжены англичанами в 1807 г., вследствие чего Кемляне после того основали свои промысловые станы в семи островах мурманского берега; и как - бы в память того, что Финмаркен принадлежал русским, у самого почти г. Варде под биркой и до сих пор существует стан онежан, которые каждогодно промышляют там, только при большом стеснении от норвеж цев. Местность где вырос теперь г. Варде занята была по удалении с ней кемлян вначале одним промышленником Броновым начавшим свою дея тельность с трескового промысла и сделавшимся от него впоследствии бо гатейшим и известнейшим в Норвегии купцом. Поморцы же наши не су мели занять столь выгодной для себя местности по обилию там промыслов постоянных, не желая седло поселиться в пустынном и отдаленном крае от своих родных, только пользовались на нем в навигацию временным жи тельством для лова рыбы; но даже по сожжении и разорении их станов там не пожелали вновь построить таковых для своих промышленников, что легко могли сделать, потому что имели свои морские суда —большие ладьи удобные для перевозки всяких грузов. Впрочем, поморцы в XVIII столетии не могли строить достаточное число мореходных судов при значительном налоге лесных пошлин, так как ни постройка оных ни самая морская про мышленность на Мурмане - житница и поддержка всего поморья, воспол нявшая все недостатки онаго в житейском буту заскудостию хлебопашест ва не была поощряема от Правительства ни какими для них льготами. Рав но поморцы не имели прав и на заграничную торговлю с Норвегией кроме своего Архангельска, в который весь промысел с Мурмана доставляли в осеннее время, запасаясь в нем на распродаже онаго всем необходимым для домашнего быта. Начало XIX столетия было счастливее для поморцев тем, что им раз решена беспошлинная постройка судов в уездах: Кольском, Кемском, Онежском и в северной части Мезенского, в коих они, как жители морско го прибрежья постоянно крайне нуждались для своего домашнего упот ребления и сообщения между собой, а еще более для отхожих промыслов на Мурмане, и в больших мореходных как для перевозки их с онаго, так равно и грузов из Архангельска для домашнего быта, без коих немыслимо и самое производство торговли. С этого времени до 35 г. тысячи поморцев каждогодно шли зимним путем через Колу на Мурман, на котором кипела усиленная деятельность и самые промыслы находились в обширном и цве тущем состоянии. При дозволении в сем году поморцем вывозить в Норве гию хлеб и вывозить оттуда рыбу, соль и меха, судохозяева начали ходить 222
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz