Терентиев Г.К. Начало и развитие рыбных промыслов на Мурманском Российском берегу.

(Кольским) колонистам владений на 20 верст по рекам Коле и Туломе и Кольской 1 убе, кроме заливов морских уже пожалованных печенгскому монастырю, но море, как незанятое никем, оставлено свободным на всегда. По этим писцовым книгам Агалина последовала разверстка между лопа­ рями с Кольскими людьми кандапакшскими крестьянами, печенгским и Иоанно-Печенгским Кандалакшским монастырями во всех угодьях, и об­ ложка податями и сборами, кому сколько платить следует в Государеву казну и мирских сборов за добрые, посредственные и плохие владения по- вытко. В последствии послан был с Москвы в 1608-11 г. писец Ассой Ми­ халков1 в Лапландию для подробного же описания оной, но вскоре был отозван обратно по жалобе лопарей за неправильную описку хороших уго­ дий за худые за получаемые за то взятки, за которые доводилось им пла­ тить излишние подати и сборы. Такой незначительный надел кольских лю­ дей при их размножении и открытии Кольского острога с постоянною стражею из сотни стрельцов с воеводою во главе давал мало средств к об­ щему пропитанию в бесхлебной стране, подвоз коего за дальностью со­ пряжен был с великими затруднениями, почему коляне для подспорья к нему, не боясь более за нападение шведов на их семьи, начали артелями отлучаться на лето для рыбных промыслов на восточную сторону мурман­ ского берега. Соль для домашней потребы и посола рыбы доставали зимою с варниц Кандалакшского монастыря, но большую часть трески заготовля­ ли в сушеном виде, которая не требовала на то никаких расходов и упот­ реблялась часто вместо хлеба. Впрочем, кольские поселенцы хорошо знали мурманский берег, и издавна посещали его на маленьких карбасках, пере­ таскивая таковые через волок при устье Кольской губы. В этом волоке по преданию водились водяные черви, протачивающие всякое дерево на­ сквозь, и препятствующие большим судам проходить мимо их в открытое море. Балки, по которым перетаскивали через волок карбаса до сих пор за­ метны на нем. Такие же морские черви водились и при св. носе в океане, через который также таскали карбаса по балкам. Но говорит народное пре­ дание, Кольский священник, впоследствии пр. Варлаам Керетский, вслед­ ствие разных обстоятельств жизни, ранней весной в маленьком карбасе один из Колы губою отправился в море, на котором, объехав мурманский и терский морские берега, поселился за 30 верст от Керети в пустыне, в коей и подвизался до смерти. В проезд свой Варлаам встретив препятствие в устье губы выйти из нее в море от разъедающего червя карбаса, и не буду­ чи в состоянии перетянуть его через волок, он обратился к Богу с усердной молитвой, после которой заклял червь: червь исчезла и Варлаам благопо­ лучно проехал устье и весь мурманский берег. Также Варлаам поступил с червью и при св. носе, который с тех пор более не появлялся; тогда проезд судов вдоль мурманского берега до Колы сделался свободным. 1Имеется в виду Ллай Михалков. Прииеч ред. 219

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz