Терентиев Г.К. Начало и развитие рыбных промыслов на Мурманском Российском берегу.
(Кольским) колонистам владений на 20 верст по рекам Коле и Туломе и Кольской 1 убе, кроме заливов морских уже пожалованных печенгскому монастырю, но море, как незанятое никем, оставлено свободным на всегда. По этим писцовым книгам Агалина последовала разверстка между лопа рями с Кольскими людьми кандапакшскими крестьянами, печенгским и Иоанно-Печенгским Кандалакшским монастырями во всех угодьях, и об ложка податями и сборами, кому сколько платить следует в Государеву казну и мирских сборов за добрые, посредственные и плохие владения по- вытко. В последствии послан был с Москвы в 1608-11 г. писец Ассой Ми халков1 в Лапландию для подробного же описания оной, но вскоре был отозван обратно по жалобе лопарей за неправильную описку хороших уго дий за худые за получаемые за то взятки, за которые доводилось им пла тить излишние подати и сборы. Такой незначительный надел кольских лю дей при их размножении и открытии Кольского острога с постоянною стражею из сотни стрельцов с воеводою во главе давал мало средств к об щему пропитанию в бесхлебной стране, подвоз коего за дальностью со пряжен был с великими затруднениями, почему коляне для подспорья к нему, не боясь более за нападение шведов на их семьи, начали артелями отлучаться на лето для рыбных промыслов на восточную сторону мурман ского берега. Соль для домашней потребы и посола рыбы доставали зимою с варниц Кандалакшского монастыря, но большую часть трески заготовля ли в сушеном виде, которая не требовала на то никаких расходов и упот реблялась часто вместо хлеба. Впрочем, кольские поселенцы хорошо знали мурманский берег, и издавна посещали его на маленьких карбасках, пере таскивая таковые через волок при устье Кольской губы. В этом волоке по преданию водились водяные черви, протачивающие всякое дерево на сквозь, и препятствующие большим судам проходить мимо их в открытое море. Балки, по которым перетаскивали через волок карбаса до сих пор за метны на нем. Такие же морские черви водились и при св. носе в океане, через который также таскали карбаса по балкам. Но говорит народное пре дание, Кольский священник, впоследствии пр. Варлаам Керетский, вслед ствие разных обстоятельств жизни, ранней весной в маленьком карбасе один из Колы губою отправился в море, на котором, объехав мурманский и терский морские берега, поселился за 30 верст от Керети в пустыне, в коей и подвизался до смерти. В проезд свой Варлаам встретив препятствие в устье губы выйти из нее в море от разъедающего червя карбаса, и не буду чи в состоянии перетянуть его через волок, он обратился к Богу с усердной молитвой, после которой заклял червь: червь исчезла и Варлаам благопо лучно проехал устье и весь мурманский берег. Также Варлаам поступил с червью и при св. носе, который с тех пор более не появлялся; тогда проезд судов вдоль мурманского берега до Колы сделался свободным. 1Имеется в виду Ллай Михалков. Прииеч ред. 219
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz