Терентиев Г.К. Начало и развитие рыбных промыслов на Мурманском Российском берегу.
Т.К. Терентиев Н а ч а л о и р а з в и т и е р ы б н ы х п р о м ы с л о в на М у р м а н с к о м Р о с с и й с к о м б е р е ге 1 Северная окраина Архангельской губернии, омываемая Ледовитым Океаном с заливами Мотовским и Варангерским под названием русского мурманского берега, простирается почти на I ООО верст от Св. Носа до ре ки Ворьемы - норвежской границы. Этот берег Лапландского полуострова искони был занят лопарями идолопоклонниками - бродячим племенем. Лопари, за избытком в лесах, тундрах, озерах и реках всякого добра изо бильно награждающего их грубые житейские потребности, не обращали никакого внимания на морские сокровища как излишние для них; даже на берегах его, они не имели своих кочевьев в летнее время. В начале XIII в. выходцы из новгородцев, зашедшие в глубь Лапландии приютясь в чужих владениях основали первую в ней русскую колонию в конце Кольской гу бы, при слиянии двух рек Колы и Туломы. Эти Новгородские выходцы в течении трех столетии также не обращали внимания на мурманский берег, вероятно, за своею малочисленностью, занимаясь более выгодным про мыслом пушного зверя, легко сбываемым в тороватой Новгородской рес публике, и довольствуясь в домашнем быте подручным ловом семги и бе лой рыбы в губе и реках. В начале XVI столетия в Кольскую колонию пришел из пределов Новгородских священнический сын, молодой энергичный Трифон, осмот рев Лапландию и коренных обитателей ее, увлекся ревностно к распро странению веры Христовой и занялся вначале проповедью слова Божия между язьгческим племенем, кочевавшим в урочищах от Колы до границ Финляндской и Норвежской. В течение 15-ти лет он успел обратить лопа рей - язычников в Христианство, которые и были крещены Иеромонахом Ильей, случайно зашедшим в Лапландию, и сам Трифон постригся от него в монашество. Для поклонения истинному Богу в кочевьях их Трифон по ставил небольшие Часовни, и для своих монашеских подвигов избрал по положению самое удобное и выгодное место при устье реки Печенги, впа дающей того же имени губу, и основал на нем в 1536 г. знаменитый впо следствии Печенгский монастырь, из которого постоянно навещал своих духовных чад, укореняя в них веру Христову. Слава об успешных подви гах Трифона по обращению лопарей в христианство разнеслась о нем да леко и скоро собрала к нему братии и разных тружеников до 100 человек. Под руководством ревностного подвижника пр. Трифона собравшимися около него тружениками скоро устроилась обширная Церковь во имя Св. Троицы, поставлены были кельи для братии, разные службы, мельница Статья была опубликована: Архангельские Губернские Ведомости. - 1876. - № 28, 29. 217
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz