Жилинский, А. А. Морские промыслы Белаго моря и Ледовитаго океана / А. А. Жилинский ; МПС, Упр. постройки Мурм. ж. д. - Петроград : Типография Т-ва А. Ф. Маркс, 1917. - 148 с. - (Экономические изыскания).

— 15 — ной дороги можетъ широко развиться нашъ ■собственный тралловый .юн ь рыбы въ Ледови- томъ о к еан е *) и в ъ Бѣломъ море. Промыслы на Сѣверѣ Россіи. Съ незапамятныхъ временъ русскіе промы­ шленники занимаются морскими, рыбными я звериными промыслами в-г, Бѣломъ морѣ и Ледовитомъ океане . Свѣдѣнія о морскихъ про- мыслахъ „вт. ІІолуночныхъ странахъ , на Сту- деномъ морѣ“ ,—по выраженію л е топ и сц а ,— доходят'ь до насъ съ самыхъ древнихъ временъ существован ія нисьменныхъ памятнико въ о нашемъ Сѣверѣ 2). Лопари и финны, населя- вшіе Сѣверъ , платили подати князьямъ Сі;вер- ной Руси еще в ъ IX в ѣ к ѣ предметами своего морского звѣроловства; славяне, совершавшіе на крайній Сѣверъ частые набѣги, сами стояли въ пскусствѣ звероловства въ „Студеномъ ’) Съ 1906 года нѣкоторые предприниматели изъ Архангельска также пріобрѣли нѣсколько траулеровъ для ловли рыбы. Однако, трудность реализаціи промысла, велѣдствіе ранияго закрытія навигаціи и поздняго открытія ея въ Архангельскомъ порту, отсутствіе въ Архан­ гельск!; рыбныхъ складовъ-холодильниковъ и невозможности правиль­ ной доставки рыбы въ свѣжемъ видѣ на внутренніе рынки по желѣз- ноп дорогѣ. а также новизна самаго тралловаго дѣла на Сѣверѣ,— явились причинами того, что дѣло развивалось крайне медленно и плохо; нѣкоторые предприниматели принуждены даже были прекра­ тить его. 2) Э. Веберманъ. Китобойный промыселъ въ Россіи. Ч. I. Исторія промысла китообразныхъ. Изв. Московск. Комм. Инст.—Книга II. Москва, 1914 г., стр. 1—18. Гебель. Наша сѣверо-западная окраина Лапландія. „Русское Судо­ ходство" 1904—1905 г. И. Ануфріевъ. Изъ исторіи мореходства на Сѣверѣ. Изв. Арх. Общ. И. Р. Сѣвера, Архангельскъ. 1913 г. № 12, стр. 531—553. Н. М. Книповичъ. Экспедиція для научно-промысловыхъ изслѣ- дованій у береговъ Мурмана. Томъ I, стр. 1—33.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz