Токаревский, А. М. Данные для постройки промыслового парусного деревянного судна, вместимостью в 20 регистровых тонн брутто : тип N 6 : с 5-ю строительными чертежами / [корабел. инженер А. Токаревский ; предисл. Л. Брейтфуса] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера, Мурм. науч.-промысловая экспедиция. - Санкт-Петербург : Тип. И. Усманова, 1905.
Пр е ди е л о в і е . Два обстоятельства побудили Комитетъ для помощи поморамъ Русскаго Сѣвера заняться вопросомъ объ изысканіи болѣе совершенныхъ типовъ судовъ для мур- манскаго тресковаго промысла. Во первыхъ, очень неудо- влетворительныя вообще морскія качества современныхъ типовъ промысловыхъ судовъ нашихъ поморовъ—шняки и елы; во вторыхъ, непригодность этихъ судовъ для промысла вдали отъ береговъ, гдѣ, по изслѣдованіямъ мурманской экспедиціи, зачастую, можетъ быть болѣе успѣшный и прибыльный ловъ рыбы, нежели въ раіонѣ обычныхъ полежекъ промышленниковъ вблизи береговъ. Съ этой цѣлью, согласно указаній Комитета, во время моихъ поѣздокъ по Скандинавіи, мною изучались типы промысловыхъ судовъ, наиболѣе соответствующее тѣмъ внѣшнимъ суровымъ условіямъ, въ какихъ совершается промыселъ у насъ на Мурманѣ; причемъ, какъ и слѣдо- вало ожидать, наиболѣе пригодными оказались именно суда, употребляющіяся въ сосѣдней съ нами Сѣверной Норвегіи, и, гіритомъ, суда палубныя, какъ единственно пригодныя для морского лова вдали отъ береговъ. Серія такихъ чертежей была мною пріобрѣтена въ г. Тромсэ отъ ихъ конструктора, судостроителя Олафа Альвика и представлена Комитету при печатномъ докладѣ „о промысловыхъ судахъ для Мурмана“ отъ 7-го марта 1904 г. *). Чертежи эти, одобренные машино-судостроитель- нымъ отдѣломъ И мп е р а т о р с к а го Общества Судоходства, были затѣмъ корабельнымъ инженеромъ А. М. Токарев- *) Докладъ напѳчатанъ въ „Русск. Суд.“ 1905 г. JV» 9, стр. 7 (безъ пояснительной таблицы къ норвежскимъ чѳртежамъ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz