Токаревский, А. М. Данные для постройки промыслового парусного деревянного судна, вместимостью в 20 регистровых тонн брутто : тип N 6 : с 5-ю строительными чертежами / [корабел. инженер А. Токаревский ; предисл. Л. Брейтфуса] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера, Мурм. науч.-промысловая экспедиция. - Санкт-Петербург : Тип. И. Усманова, 1905.

1 цѣпной канатъ, діаметромъ 'V» д., длиною 60 са­ женъ. Цѣпь для ватеръ-штага, длиною 15 ф., діаметромъ "/«д. О рангоутѣ. Діаметръ мачты данъ въ томъ гіредположеніи, что она будетъ однодеревная. Мачта, бушпритъ и стеньга должны быть сдѣланы изъ сосны; остальной рангоутъ можетъ быть сдѣланъ изъ ели, причемъ на него слѣдуетъ употреблять стволы, близко подходящіе по толщинѣ къ даннымъ размѣрамъ, что придаетъ ему болѣе крѣпости, чѣмъ если онъ бу­ детъ сдѣланъ изъ толстыхъ деревъ. 0 такелажѣ. Для вантъ, штаговъ, фордуновъ и лееровъ упо- требляютъ также проволочный такелажъ, т. е. такелажъ, свитый изъ тонкой стальной гальванизированной про­ волоки. Употребленіе такого стоячаго такелажа представ- ляетъ ту выгоду, что онъ обходится нисколько дешевле пеньковаго, легче этого послѣдняго и представляетъ меньшую поверхность сопротивленія вѣтру, но, съ дру­ гой стороны, онъ имѣетъ за собою и невыгоды- такъ, онъ слишкомъ стоекъ и твердъ (не имѣетъ достаточной гибкости) и при быстромъ измѣненіи температуры, сжи­ мается и расширяется гораздо больше, чѣмъ обыкно­ венный такелажъ; при этомъ еще сомнительно, на сколько проволочный такелажъ въ видѣ вантъ, штаговъ и фор­ дуновъ, прочнѣе сравнительно съ пеньковымъ. Для лееровъ, по которымъ ходятъ стакселя, слѣдуетъ всегда употреблять проволочный канатъ и при выборѣ его — 11 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz