Терский родословец. Вып. 1 / [авт. ст., родослов. табл. и сост. О. Р. Биттенбиндер] ; Муницип. бюджет. учреждение культуры «Терская межпоселенческая библиотека». - Умба : [б. и.], 2015 (Мурманск : ИП Тучин А. В.). - 132 с. : портр., генеал. табл.

м М 1 1 м м М 1 поехали. На обратном пути полнил за работу мешок муки, и еще один мешок в долг, до будущего промысла. Но уже в те годы был поставлен вопрос о кооперации торговли. С помощью работников волисполкома в деревню завезли товары первой необходимости - муку, крупу, чай, сахар. А также промтовары. Кооператив организовал и приемку сёмги от рыбаков, продажу рыбы государству. Рубль тогда уже ходил советский, твёрдый. Организовывали кооперативную торговлю Кожин СергейАнисимович, Клещёв Андрей Григорьевич, СеменихинЛазарь... В конце двадцатых годов на Мурманском берегу стали организовываться мелкие артели на промысле трески. Видя все преимущества коллективного труда, я сагитировал часть рыбаков ехать весной 1929 года на Мурман промышлять артелью. На это согласились пять рыбаков: Фрол Васильевич с сыном Анектом, Абросимов И.С., я и Елисеев И.А. из Тетрино. Сразуже возникряд трудностей. Во-первых, орудий лова у нас было недостаточно, во-вторых, не было парусника, чтобы доставить карбас к местам лова. Поэтому решили отправить одного человека в Архангельск, чтобы купить там и привезти на Мурман рейсовым пароходом двинской карбас. Я успешно справился с этой задачей. И потом еще дважды за время промысла отвозил рыбу в Архангельск, где продавал ее и закупал необходимые продукты. Продавал в два раза дороже, чем на Мурмане, а закупал продукты по цене в два раза дешевле. Это было очень выгодно. В 1929-30 годах в ряде сел Терского берега начали организовываться рыбацкие артели. Нужных установок из района и примерного устава артельного не было. Из-за этого в Кузомени, Тетрино и Поное создали сразу не артели, а коммуны, где обобществили не только орудия лова и скот, но даже домашнее имущество. А добытое стали распределять не по труду, а по едокам: кто работал, кто не работал - все поровну! Это многимрыбакам не понравилось. Так что коммуны вскоре реорганизовали в артели. У нас в Чаваньге в те годы работал учителем комсомолец Инопин Кирилл Иванович. Мы с ним часто встречались, стали вместе ходить по домам, толковать о колхозе. Многие не верили в преимущества коллективного хозяйства. Так что на общем собрании у нас нашлись серьёзные противники. Они говорили: обобществляйте вместе с тряпками свои последние орудиялова и ждите осени, когда без ничего разбежитесь из артели в чём мать родила... В пример ставили скороспелые коммуны в соседних деревнях. Но всё же 12 рыбацких семей-хозяйств решились вступить в артель. Подписали мы устав и в феврале 1930 года отправили его в райисполком на утверждение. Но колхоз в том году не состоялся - устав не утвердили, так как входить в рыбацкую артель должны были не менее 15 хозяйств. С наступлением весны все чаваньгские рыбаки вышли на лов единолично - кто на тоню, кто наМурманский берег. Я в тот год промышлял на тоне вместе с ярым антиколхозником Тарабариным А.С. Вместе с ним спорили, но ему не по душе была в целом советская власть. Говорил, что он никогда не пойдёт в артель «вместе с тряпочниками водуложками хлебать...» Наступившая зима была голодная - во многих домах до тороса хлеба не было. Проводились тогда выборы в местные Советы - выбирали на сельских сходках, открытым голосованием. И вновь мы с Инопиным попытались организовать артель, но даже те, кто раньше согласился подписать устав, отказались. Остались лишь пять человек - Инопин, я, Фрол, Иван Семёнович и Будучина А.Н. В январе 1931 года в Умбе состоялся III съезд Советов депутатов трудящихся, где стоял вопрос о сплошной коллективизации сёл района. На съезд потребовали трёх делегатов из Чаваньги. Общее собрание избрало меня и ТарабаринаА.Н., а также БудучинуАнастасиюМироновну. На съезде Тарабарин был избран в президиум, а мне разрешили выступить в прениях. Я кратко рассказал о наших неудачных попытках организовать артель. И по 1 М м м М

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz