Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 3, [вып. 2]: Тресковый промысел в 1902 году. Таблицы и техника промысла / [вступ. ст.: Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга, 1904. - V, [3], 62, 253, [5] с. : табл.

— 43 — погоду, въ туманы же, при тѣсныхъ ловахъ, перекрещивайіе ярусовъ почти неизбѣжно. Въ случахъ перекрещиванія ярусовъ, промышленники,вытянувъ свой ярусъ ивмѣстѣ съ нимъ чужой, лежавшій на ихнемъ. разрѣзаютъ чужой ярусъ , подводятъ его подъ свой и связываютъ разрѣзанные концы, а затѣмъ ярусъ опускается вновь въ воду. Конечно, бываютъ случаи, что, разрѣзавъ чужой ярусъ , промышленники не даютъ себѣ труда связать разрѣзанные концы чужого яруса. Такое отношеніе къ чужой собственности является главною причиной случаевъ убытка „отъ подрѣза“ . Бываюті), однако, случаи, когда связать концы разрѣ- заннаго яруса не удается: при волненіи, весной и осенью въ очень холодную погоду и т. под. Когда тяга яруса закончена, промышленники начинаютъ собираться въ обратный путь въ становище. Если погода благоиріятствуетъ, подымаютъ парусъ и бѣгутъ въ становище подъ парусомъ, если же н ѣ т ъ ,—то садятся въ весла. Въ первомъ случаѣ , т. е. когда бѣгутъ въ становище подъ парусомъ. тяглецъ и весельщикъ занимаются уборкой снасти — складывають стоянки и глушатъ уды на ярусу *). кромѣ того, тяглецъ полощетъ рукавицы—„вачеги“ , а весель­ щикъ выкачиваетъ набравшуюся въ лодку воду. Корщикъ же въ это время правитъ лодкой. Рыбу во время дороги обыкновенно не чистятъ. Что касается времени, расходуемаго на возвратный путь въ становище, то его можно считать почти тождественнымъ съ тѣмъ, которое расходуется на выбѣгъ въ море. По пріѣздѣ въ становище, бросаютъ якорь, если пріѣхалп на „куйпуг-Ь", т. е. на мелкой водѣ; если вода полная, то на лодкѣ подъГ.зжаютъ къ самому берегу, гдѣ якоря уже не бросаютъ. Корщикъ снимаетъ руль, а тяглецъ съ наживод- чикомъ ронятъ мачту, если въ становпще прибѣжали подъ парусомъ. Кромѣ того, ту тъж е выносятъ изъ лодки на берегъ ящики съ мокрымъ ярусомі.. *) Каждый крючекъ обвязываютъ его же собственнымъ форшнемъ, благодаря чему уды не могутъ спутаться: форшни не перевьются, и уды легко расцѣпнть.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz