Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 3, [вып. 2]: Тресковый промысел в 1902 году. Таблицы и техника промысла / [вступ. ст.: Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга, 1904. - V, [3], 62, 253, [5] с. : табл.

— 35 Когда якорь дойдетъ до дна, корщикъ повѣряетъ снятыя предварительно примѣты и опять сообщаетъ о томъ ко­ манде. Черезъ 5 —7 тюковъ, смотря по величинѣ яруса, выбра- сываютъ 2-он якорь и кубасъ. Дѣлается это слѣдующимъ образомъ: прикрѣпивъ ярусъ и стоянку къ якорю, тяглецъ спускаетъ якорь за бортъ, въ это же время весельщикъ, со- бравь стоянку—ногу въ рукѣ большими кругами, обноситъ ее черезъ руль и сильнымъ взмахомъ руки выкидывает'!, ее к акъ можно дальше отъ лодки. Это дѣлается съ тѣмъ расчетомъ, чтобы выбрасывае- мый ярусъ не могъ спутаться съ идущей отъ тяжести якоря ко дну стоянкой—ногой, и чтобы, такимъ образомъ, избѣгнуть убыточныхъ НрОвѢсОБЪ *). Точно также выбрасываются и слѣдующіе кубаса, вклю­ чая сюда и послѣдній, при чемъ нѣкоторые промышленники каждый разъ снимаютъ береговыя примѣты, другіе (чаще)— снимаютъ ихъ только у гіерваго и послѣдняго кубаса. Во время вымѳтки яруса, правитъ лодкой весельщикъ, а если мечугъ на веслахъ, то онъ еще и подгребаетъ однимъ весломъ. Подгребать нужно не особенно сильно, но въ то же время и не черезъ-чуръ слабо, однимъ словомъ, съ такимъ рас­ четомъ, чтобы выкидываемый ярусъ съ одной стороны не запутывался бы комьями (при черезъ-чуръ слабой греблѣ), а съ другой,—чтобы корщикъ успѣвалъ выбрасывать ярусъ, а не то, чтобы ярусъ самъ вытягивался изъ ларя силой движенія (при чбрезъ-чуръ сильной греблѣ). Т яглецъ же въ это время занятъ наблюденіемъ за тѣмъ, чтобы ярусъ не былъ наметанъ на другіе яруса. Съ этою цѣлыо онъ, стоя или сидя на носу лодки и всматриваясь въ поверх*) Такой способъ выметыванія практикуется при деровянпыхъ (наи­ более распространенных^.) кубасахъ, при кухталяхъ же—стоянка (нога) навернута на кухталь (на раму кубаса) и выбрасывается въ такомъ на- вернутом'ь видѣ. Тяжесть якоря заставляет!, кубасъ вертѣться и раз­ вертывать стоянку. Этотгі> способъ лучше гарантирует!, и отъ спутыванія яруса со стоянкой на ногѣ. При спутываніп яруса съ ногой, онъ не до­ ходить до дна, а повисаетъ на ног!,. По мнѣнію промышленниковъ, для удачнаго лона необходимо, чтобы ярусъ лежалъ на дпТ>. 3*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz