Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 1: Тресковый промысел / [сост.: И. В. Галецкий и др. ; вступ. ст.: Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга,1902. - 354 с. разд. паг., XLIX с., [5] л. ил. : табл.
Теперь у насъ обозначились два крупныхъ центра судострое- нія: Кемскій уѣздъ для судовъ русскаго и Норвегія для судовъ норвежскаго типа, при чемъ въ своей, такъ сказать, спеціальности значеніе каждаго изъ этихъ центровъ выступило гораздо болѣе рѣзко: Кемскій уѣздъ доставляешь больше 7 6 общаго числа судовъ русскаго типа, IIорвегія почти такое же значекіе имѣетъ для су довъ норвежскаго типа. Ни Мурманъ, ни Норвегія въ постройкѣ судовъ русскаго типа совершенно не участвуютъ. Изъ мѣстностей съ русскимъ населеніемъ въ постройкѣ судовъ норвежскаго типа (исключительно ель) участвуешь одинъ лишь Кемскій уѣздъ, даю- щій больше 10% судовъ этого типа (о Мурманѣ, дающемъ даже больше 10% судовъ норвежскаго типа, мы не говоримъ, такъ какъ, за иеключеніемъ Титовки и Неченги, въ судостроеніи участвуютъ колоніи съ норвежскимъ и финляндскимъ населеніемъ). Переходя къ болѣе детальному разсмотрѣнію нашей первой таблицы, мы найдемъ, что по мѣрѣ перехода отъ высшаго типа русскихъ судовъ къ низшему значеніе Кемскаго уѣзда нѣсколько понижается: изъ шнякъ въ Кемскомъ уѣздѣ построено 9 1 , 6% , тройниковъ 6 2 ,3% ; карбасовъ 5 9 ,5% . Совершенно то же самое можно сказать о „прочихъ мѣстностяхъ Александровскаго уѣзда“ [собственно говоря о городѣ К.олѣ, такъ какъ въ другихъ мѣстахъ Александровскаго уѣзда (Тетринѣ, Чаваньгѣ и Кашкаранцахъ) по строено всего по 1 карбасу], для которыхъ соотвѣтствующія циф ры— 5 ,2 , 4 ,9 и 3 ,4% - Обратное наблюдается по отношенію къ Архангельскому уѣзду (resp. г. Архангельску): шнякъ онъ совер шенно не строитъ, изъ тройниковъ въ немъ построено всего 1 ,6% , тогда какъ для карбасовъ онъ даешь уже 2 2 ,5% - Это своего рода снеціалистъ по ностройкѣ карбасовъ (существуешь даже1 особый типъ „архангельская)" карбаса): изъ 22 построеиыхъ въ Архан- гельскомъ уѣздѣ судовъ 20 карбасовъ, тогда какъ Онежскій уѣздъ строитъ преимущественно тройники: въ Онежскомъ уѣздѣ построена почти третья часть (8.1,2%) общаго числа тройниковъ; изъ всѣхъ 64 судовъ, построенныхъ въ Онежскомъ уѣздѣ, 38, или почти 60%) приходится на тройники, а остальныя поровну распредѣ- ляются между шнякамп и карбасами. Изъ судовъ норвежскаго типа въ Норвегін строятся преиму щественно елы (78 ,3% ) и фембурны (9 4 ,7% ). Листерботы, палуб
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz