Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 1: Тресковый промысел / [сост.: И. В. Галецкий и др. ; вступ. ст.: Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга,1902. - 354 с. разд. паг., XLIX с., [5] л. ил. : табл.

общемъ меньшей ихъ состоятельности сравнительно съ пришлыми промышленниками, сказывается еще и мѣсто ихъ жительства: мѣсто постройки судовъ русскаго типа — Поморье далеко, зато близко Норвегія, гдѣ послѣ промысла можно задешево пріобрѣсть елу. На вешнем ь нромыслѣ преобладаніе шнякъ выражено не­ сравненно болѣе рѣзко, нежели на лѣтнемъ: шняки даютъ 8 4 ,5% общаго числа судовъ, елы 13 ,3%! тройники и фембурны по 1,1"*, карбасовъ нѣтъ совершенно. Такое иреоблацаніе шнякъ объясняется съ одной стороны естественными условіями вешняго промысла: нужны суда лучшаго качества, съ другой—иреобладаніемъ на веш- немъ единоличныхъ и притомъ болѣе сильныхъ экономлческихъ предпріятій. Если мы разобьемъ вешнія предпріятія на единолич­ ный и паевыя, то окажется, что въ единоличныхъ предпріятіяхъ шняки составляготъ 9 7 .1% общаго числа судовъ, тогда какъ въ паёвыхъ преобладающимъ типомъ судна будетъ уже не шняка, а ела (5 2 ,4% ). шняки составляютъ лишь 4 2 ,9% - Объясняется это тѣмъ, что паевыя предпріятія принадлежатъ главнымъ образомъ колонистамъ. колянамъ, жителямъ ІІазъ-рѣки— словомъ здѣсь при­ ложимо то же самое объясненіе, которое было дано выше по отно- шенію къ колонистамъ. Кромѣ типа, промысловыя суда отличаются и своими размѣ- рами (грузоподъемомъ). Наиболѣе крупнымъ судномъ является шняка съ средннмъ грузоподъемомъ въ 239 пуд., при колебаніи отъ 146 до 450 пуд. Средній грузоподъемъ тройника— 130 пуд., при колебаніи отъ 93 до 250 пуд.; грузоподъемъ карбаса колеблется отъ 44 до 200 пуд., въ среднемъ 75 пуд. Средній грузоподъемъ елы 158 пуд., при колебаніи отъ 44 до 461 пуд. Послѣднія цифры требуютъ нѣкотораго поясненія. Мы уже неоднократно указывали что вь болыиинствѣ елы не отличаются значительно отъ карбасовъ. Между тѣмъ выходитъ, что по грузоподъему елы болѣе чѣмъ вдвое превышаюсь карбаса (75 и 158 пуд.). Дѣло объясняется тѣмъ, что въ таблицу, изъ которой взяты вышеприведенныя цифры, включены не только елы въ ообственномъ смыслѣ но и фембурны (отношеніе между фембурномъ и елой приблизительно такое же, какъ и между шнякой и тройникомъ). Если мы возьмемъ лишь елы, грузоподъемъ которыхъ колеблется въ тѣхъ же предѣлахъ, что и грузоподъемъ карбасовъ (44 — 200 пуд.), то окажется, что 1*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz