Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 1: Тресковый промысел / [сост.: И. В. Галецкий и др. ; вступ. ст.: Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга,1902. - 354 с. разд. паг., XLIX с., [5] л. ил. : табл.

- 12 - Въ защиту шняки приводятся слѣдующія соображенія. Съ нея удобно тянуть и выметывать ярусъ. Н а ней можно долго отстаиваться въ „погоду“ на ярусу, такъ какъ она чрезвычайно легка на волнѣ и съ трудомъ огіруживается. Такіе опытные хозяева промысла, какъ Пильфельдтъ и Кнют- сенъ (колонисты изъ норвежцевъ), употребляютъ для весеннихъ промысловъ шняки, а не елы, находя, что для яруснаго лова это лучшее изъ существующихъ судовъ. М. Б. Келлеръ отмѣчаетъ, между прочимъ, (со словъ Кнютсена), что въ юго-западной Нор- вегіи есть промысловый „schnekhu" совершенно сходныя съ на­ шими по типу и очень цѣннмыя за ихъ морскія и промысловыя качества. Прямой парусъ шняки вполнѣ соотвѣтствуетъ промысловымъ условіямъ, такъ какъ обращеніе съ нимъ, по словамъ промышлен- никовъ, требуетъ наименѣе изъ всѣхъ другихъ парусовъ, времени, силъ и ловкости. Что касается быстроты хода, то по увѣренію промышленника, 3 . А. Ушакова, хорошая шняка можетъ стоять противъ вѣтра на 4 1/. румба. Если же принять во вниманіе неизбѣжный дрейфъ то она все же можетъ итти противъ вѣтра па 5— 6 румбовъ. По сло­ вамъ цромышленниковъ и нѣкоторыхъ изъ матросовъ торговыхъ судовъ хорошая шняка часто лучше покосить, чѣмъ обыкновенное небольшое поморское судно русской постройки. М. В Келлеръ былъ въ 1900 г. самъ свидѣтель своего рода гонки шняки и адми- нистративнаго парохода „Мурманъ“ , дѣлающаго по 9 узловъ въ часъ. Шняка на хорошемъ вѣтрѣ не отставала отъ парохода. Штурманъ другого болѣе быстроходнаго парохода („Трифонъ“ . Архангельско-Мурманскаго пароходнаго общества) сообщилъ М. В. Келлеру, что у него былъ случай, когда шняка не отставала даже отъ этого парохода. По общему мнѣнію цромышленниковъ шняка прекрасно дер­ жится „на взводню“ при лежкѣ на ярусѣ, но заливается съ кормы при сильной грузкѣ и волненіи. Нѣкоторое значеніе при сужденіи о достоинствахъ судна имѣегь, конечно, и то, что на елѣ, благодаря тонкости ея стѣ- нокъ, чувствуете'# каждый ударъ волны, а наши промышленники, по ихъ собственному признанію, не такіе опытные и „рисковые"

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz