Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 1: Тресковый промысел / [сост.: И. В. Галецкий и др. ; вступ. ст.: Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга,1902. - 354 с. разд. паг., XLIX с., [5] л. ил. : табл.
- 12 - Въ защиту шняки приводятся слѣдующія соображенія. Съ нея удобно тянуть и выметывать ярусъ. Н а ней можно долго отстаиваться въ „погоду“ на ярусу, такъ какъ она чрезвычайно легка на волнѣ и съ трудомъ огіруживается. Такіе опытные хозяева промысла, какъ Пильфельдтъ и Кнют- сенъ (колонисты изъ норвежцевъ), употребляютъ для весеннихъ промысловъ шняки, а не елы, находя, что для яруснаго лова это лучшее изъ существующихъ судовъ. М. Б. Келлеръ отмѣчаетъ, между прочимъ, (со словъ Кнютсена), что въ юго-западной Нор- вегіи есть промысловый „schnekhu" совершенно сходныя съ на шими по типу и очень цѣннмыя за ихъ морскія и промысловыя качества. Прямой парусъ шняки вполнѣ соотвѣтствуетъ промысловымъ условіямъ, такъ какъ обращеніе съ нимъ, по словамъ промышлен- никовъ, требуетъ наименѣе изъ всѣхъ другихъ парусовъ, времени, силъ и ловкости. Что касается быстроты хода, то по увѣренію промышленника, 3 . А. Ушакова, хорошая шняка можетъ стоять противъ вѣтра на 4 1/. румба. Если же принять во вниманіе неизбѣжный дрейфъ то она все же можетъ итти противъ вѣтра па 5— 6 румбовъ. По сло вамъ цромышленниковъ и нѣкоторыхъ изъ матросовъ торговыхъ судовъ хорошая шняка часто лучше покосить, чѣмъ обыкновенное небольшое поморское судно русской постройки. М. В Келлеръ былъ въ 1900 г. самъ свидѣтель своего рода гонки шняки и адми- нистративнаго парохода „Мурманъ“ , дѣлающаго по 9 узловъ въ часъ. Шняка на хорошемъ вѣтрѣ не отставала отъ парохода. Штурманъ другого болѣе быстроходнаго парохода („Трифонъ“ . Архангельско-Мурманскаго пароходнаго общества) сообщилъ М. В. Келлеру, что у него былъ случай, когда шняка не отставала даже отъ этого парохода. По общему мнѣнію цромышленниковъ шняка прекрасно дер жится „на взводню“ при лежкѣ на ярусѣ, но заливается съ кормы при сильной грузкѣ и волненіи. Нѣкоторое значеніе при сужденіи о достоинствахъ судна имѣегь, конечно, и то, что на елѣ, благодаря тонкости ея стѣ- нокъ, чувствуете'# каждый ударъ волны, а наши промышленники, по ихъ собственному признанію, не такіе опытные и „рисковые"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz