Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 1: Тресковый промысел / [сост.: И. В. Галецкий и др. ; вступ. ст.: Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга,1902. - 354 с. разд. паг., XLIX с., [5] л. ил. : табл.
— 10 — 7 Іоддевъ большая (до 5 дюйм, длины) уда съ блесной или обманной наживкой. Она привязывается къ стоянкѣ и при помощи грузила (,,пунты“) опускается на глубину почти до дна. Уда по стоянно должна двигаться, чтобы блесной привлекать рыбу, а са мый крючекъ задѣваетъ рыбу, за что придется. Рыбакъ постоянно дергаетъ стоянку (лесу), перекинутую черезъ блочекъ. ІІочувство- вавъ тяжесть, онъ вытаскиваетъ стоянку, снимаетъ рыбу и снова начинаетъ ту же работу. Если рыбы въ данномъ пунктѣ оказывается мало, рыбакъ переѣзжаетъ на другое, и такъ въ теченіе лѣта удебщики (коло нисты западнаго берега) объѣзжаготъ чуть не весь лѣтній берегъ въ погонѣ за рыбой. Русскіе удебщики (нюхчане, малошуяне и др.) не могутъ такъ свободно передвигаться съ мѣста на мѣсто. Суда, на которыхъ они промышляютъ, не имѣютъ не только каготъ, но зачастую и заборницъ. Кромѣ того, почти всѣ мелкіе русскіе про мышленники находятся въ зависимости отъ скупщиковъ, у кото рыхъ они забираются съ самаго прихода на промыселъ, а нерѣдко и зимою: имъ же они обязаны сдавать рыбу, и потому оказы ваются прикрѣпленными къ мѣсту жительства скупщика *). Сравнивая гуда русской и норвежской постройки съ ихъ чисто внѣшней стороны, невольно замѣчаешь разность культуры: безгра мотное поморское населеніе расходуетъ на судно массу матеріала и дѣлаетъ его неуклюжимъ, неправильнымъ по формѣ и тяжелымъ по вѣсу, населеніе же, прошедшее G-ти-классную школу, знакомое съ основами геометріи, могущее выдѣлить подготовленныхъ масте- ровъ, даетъ красивое на видь, правильной формы легкое судно. Эти суда являются выставкой двухъ культурныхъ уровней. Морскія качества норвежскихъ судовъ признаютъ даже и сами наши промышленники-поморы, несмотря на свойственное всѣмъ желаніе оправдать, приписать хорошія качества своему судну, на которомъ такъ нривыкъ работать, съ которымъ, можно сказать, сросся. *і При ярусномъ ловѣ мѣнять становище еще трѵднѣе, ие говоря уже о разъѣздахъ вдоль всего берега. Большое значеніе имѣетъ при этомъ каютка на самомъ промысловою суднѣ. Въ е.іьной каютѣ жпвѵтъ спокойно, а при ловѣ па шнякѣ и другихъ су- дахъ съ заборпицами необходимъ станъ на берегу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz