Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 1: Тресковый промысел / [сост.: И. В. Галецкий и др. ; вступ. ст.: Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга,1902. - 354 с. разд. паг., XLIX с., [5] л. ил. : табл.

— 5 — На шнякѣ выѣзжаютъ обыкновенно 4 человѣка — трое взрос- лыхъ и одинъ подростокъ, ка тройникѣ—двое взрослыхъ и одинъ подростокъ, на карбасахъ работаютъ вдвоемъ, а есть случаи, правда, исключительные, когда на карбасѣ выѣзжаетъ одинъ. Суда иорвежскаю типа дѣлятся на 2 группы — елы и ли- стерботы. Общее у всѣхъ нихъ — значительная килеватость, правиль­ ность формъ, а у елъ — вертикальный, или почти вертикальный, форштевень. Въ тресковомъ промыслѣ имѣютъ значеніе только елы. ІІо размѣрамъ, вооруженію и добавочнымъ надстройкамъ елы весьма различны, и изслѣдованіе не отмѣтило всѣхъ отличій. Наиболѣе распространена на Мурманѣ ела (Xo rd landsbaad ). Есть елы-карбаса: на 40 — 70 пуд. грузоподъема и елы „отто- ринъи на 100 — 150 пуд. Къ еламъ же слѣдуетъ отнести и 2-хъ мачтовое судно „фембурнъ“ (250 — 400 пуд. грузоподъема), такъ какъ онъ отличается отъ елы — „отторина" лишь размѣрами и вооруженіемъ: русскіе нромошленники изъ колонистовъ покупаютъ иногда въ Норвегіи одномачтовый отторинъ и передѣлываютъ его на фембурнъ. Отличительныя черты судовъ норвежскаго типа въ томъ, что всѣ они легки на ходу подъ парусами и на веслахъ (послѣднее, кромѣ фембурна—онъ великъ для работы на веслахъ при командѣ въ 4— 5 человѣкъ). Елы малыхъ размѣровъ имѣютъ одинъ парусъ, но не прямой, какъ на шнякахъ, а скошеный—внизу на 1— Р Д арш . пошире. Большія елы-фембурны имѣютъ по четыре паруса. Внутри елъ нѣтъ такихъ дѣленій, какъ въ ганякѣ, но въ кормѣ на среднихъ и болыпихъ елахъ устраивается каютка съ ка- миномъ для топки и варки пищи и съ нарами по стѣнамъ для 4—5-ти человѣкъ. Крыша каютки носитъ овальную форму, чтобы меньше парусила. Въ передней стѣнѣ продѣлано отверстіе для досмотра, а на болыпихъ елахъ устраивается фонарикъ надъ кры­ шей каютки, чтобы стоя внутри каюты можно было управлять ходомъ судна. На малыхъ — карбасныхъ елахъ, каютки нѣтъ, а только ма­ ленькая заборница, какъ на шнякѣ. Промысловая спасть и способы лова. Безусловно господствую- щимъ на Мѵрманѣ способомъ лова является ловъ на приманку мелкой рыбой, червемъ и проч. насаженными на крючки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz