Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 1: Тресковый промысел / [сост.: И. В. Галецкий и др. ; вступ. ст.: Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга,1902. - 354 с. разд. паг., XLIX с., [5] л. ил. : табл.
— 5 — парохидньтхъ рейсовъ на Мурманѣ *). Хорошей иллюстраціей яв ляется слѣдующій энизодъ. Покончивъ работу въ Вайдѣ, М. Кел- леръ захотѣлъ проѣхать въ Фннманское. Пользуясь хорошей по годой (въ дурную — вь Вайду часто не заходятъ пароходы) онъ сѣлъ на пароходъ, идущій въ Вардэ, чтобы, доѣхавъ до Печенги, пересѣсть на „Трифона", дѣлающаго спеціально рейсы по стано вищамъ и колоніямъ западнаго берега. Въ ІІеченгу пароходы при- ходятъ приблизительно въ одно время и заходятъ всегда. На этотъ разъ, однако, „разыгралась мятель“ такъ, что съ парохода пе видно было береговъ и Трифонъ съ Цыпъ-Наволока нрошелъ прямо въ ІІазъ-рѣку, иропустивъ на пути четыре становища, въ которые онъ обязательно заходитъ при сколько либо сносной ногодѣ. Въ ІІеченгѣ. поэтому, пришлось ждать парохода болѣе 2 ' / 2 сутокъ и болѣе 15 часовъ провести безъ н и щ и и огня, прячась за камнями отъ вѣтра, такъ какъ Трифонъ пристаетъ верстахъ въ 5 отъ жилья. На Трифоиѣ (на обратномъ рейсѣ) М. В. Келлеръ доѣхалъ до Озерка, гдѣ перешелъ на административный пароходъ Мурманъ, который направлялся въ Ворьему, Кибергъ, а по пути разсчиты- валъ зайти въ другія становища. Это было для Келлера какъ нельзя болѣе кстати. Но тутъ снова несчастіе: изъ за темной погоды и вѣтра „Мурманъ" болѣе сутокъ нростоялъ въ Озеркахъ. Дольше, чѣмъ предполагали, простояли и на Вайдѣ. Не надѣясь болѣе на „Мурманъ1*, Келлеръ вышелъ въ Вайдѣ и черезъ два дня сѣлъ на „Трифона", чтобы зайти въ Фннманское. Снова разыгрывается „по- года“ и Трифонъ проходіітъ мимо Фпнманскаго прямо въ ІІазъ- рѣку. К. пересаживается на случившійся тутъ Мурманъ, чтобы доѣхать до Киберга и Вардэ. „І1огода“ болѣе З у 2 сутокъ качаетъ ихъ на рейдѣ, пе давая возможности ни съѣхать на берегъ, ни выйти пароходу въ море. Другимъ мѣстомъ постоянныхъ наблюденій былъ Кибергъ въ Норвегіи. Они велись работавшимъ здѣсь при болышцѣ Краснаго креста В. А. Радусъ-Зеньковичемъ— студентомъ меднкомъ 4 курса Московскаго университета. *) Это необходимо нмѣть въ виду, какъ при сужденіи о пароходномъ со- оищенін на Мурманѣ въ зимнее время (все же крайне желателъномъ), такъ и о зимнпхъ, раанихъ песѳннихъ и позднихъ осенннхъ промыслахъ трески.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz