Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 1: Тресковый промысел / [сост.: И. В. Галецкий и др. ; вступ. ст.: Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга,1902. - 354 с. разд. паг., XLIX с., [5] л. ил. : табл.
— 12 — ночью—холодъ. Измокнувшимъ, обмерзши,мъ нромышленникамъ при ходится совершать такіе перегоны, на которыхъ нривиллегирован- ный нутникъ обыкновенно раза 2— 3 остановится. Сложивъ на санки (безъ балковъ и т, п. загцитителыіыхъ приспособленій) свой скарбъ, пристроившись тутъ же и сами, путники часто принуж дены слѣзать и бѣжать за санками, чтобы еогрѣться. На болыпихъ перегонахъ дѣлается нѣсколько передышекъ, чтобы покормить оле ней или лошадь. Обогрѣться, обсушиться, соснуть, хотя въ страш ной тѣснотѣ и грязи, но зато въ теплѣ, вскипятить чай и проч., можно только на болыпихъ остановкахъ. Такое путешествіе про должается иедѣли двѣ п болѣе. Много лишеній терпятъ промыш ленники, отправляясь на Мурманъ и возвращаясь съ него на па- русныхъ судахъ и пароходахъ. Помѣщеніе третьяго класса на па- роходахъ Мурманскаго пароходства (объ его антигигіеническомъ устройств!; не говорю уже) скоро заполняется вплотную, значи тельно больше, чѣмъ позволяетъ число мѣсгь для лежанія; запол няются всѣ проходы внизу, лѣстницы, трюмы и все-таки остается много бѣдняковъ, которымъ приходится размѣститься на открытой иалубѣ, спасаясь отъ дождя, нерѣдко снѣга, холода подъ п ару синой, предоставленной въ ихъ пользованіе капитаномъ; возлѣ трубы внизу и наверху (около канитанскаго мостика), около котла, возлѣ каждаго источника тепла, за каждымъ выступомъ, защищаю - щимъ огъ вѣтра. Единственное спасеніе отъ холода—потребленіе громадныхъ колнчествъ чаю (кипяченая вода дается безплатно въ неограниченномъ количествѣ). Скученность, грязь, духота ужасная. Счастливы тѣ промышленники, которые ноиадутъ весной (осенью это бываетъ рѣдко) на пароходъ, который изъ поморья ндетъ прямо на Мурманъ. Значительной части приходится, однако, ѣхать че резъ Архангельскъ, прожить тамъ нѣсколько дней, располагаясь нерѣдко около пароходной пристани прямо подъ открытымъ не- бомъ, такъ какъ крытаго помѣщенія для пассажировъ пароходство не имѣетъ; опять мокнуть, зябнуть, питаться чѣмъ попало, пока не дождутся очереднаго рейса. Путь отъ Архангельска на Мур манъ совершается въ 2— 3 дня. Еще хуже приходится промышленнпкамъ, которые отпра вляются на суднѣ своего хозяина; тутъ приходится считаться съ вѣтромъ, и путники, мокрые, измерзшіе, а иногда и безъ доста-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz