Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 1: Тресковый промысел / [сост.: И. В. Галецкий и др. ; вступ. ст.: Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга,1902. - 354 с. разд. паг., XLIX с., [5] л. ил. : табл.

— 25 — Покрученники и участники. Корщпки. Рядовые. Заборъ На 100 руб. всего Заборъ На 100 руб. всего на в з я т о.- на В З Я Т О : 1 ЧѲЛОЕ. деньг. товар. 1 челов. д р н ь г . товар. Онежскін уѣздъ. . . 94 62 38 79 66 34 Приморскія волости Кемскаго уѣзда. . 104 30 70 82 37 63 Внутреннія волости Кемскаго у ѣ з д а .. 114 24 76 88 38 67 По абсолютной величинѣ забора и по относительной величинѣ забора товаромъ мѣстности ндутъ въ томъ же порядкѣ, какъ и по величпнѣ заработной платы : первое мѣсто занимаютъ внутреннія волости Кемскаго уѣзда, затѣмъ идутъ: ириморскія волости Кем­ скаго уѣзда, Онежскій уѣздъ и Вологодская губернія (прочіе уѣзды Архангельской губерніи и прочія губерніи Россіи). Въ Онежскомъ уѣздѣ мало хозяевъ крупныхъ промысловыхъ предпріятій (для лѣтняго промысла), онъ же находится въ наиболѣе сносныхъ условіяхъ сообщенія съ Архангельскому Каргополемъ, а въ послѣдніе годы съ желѣзной дорогой, благодаря чему цѣны на предметы продовольствія въ немъ не даютъ столь рѣзкихъ колебаній, какъ въ мѣстностяхъ, вовсе лишенныхъ путей сообщенія. Къ та­ кимъ мѣстностямъ относится Кемскій уѣздъ и особенно его вну- треннія волости. Съ приморскими волостями возможно сколько-либо удобное сообщеніе только во время навигаціи. Съ ея закрытіемъ мѣстные торговцы становятся внѣ конкуренціи, и цѣны на пред­ меты продовольствія быстро растутъ. Зпмній провозъ хлѣба и проч. предметовъ продовольствія настолько дорогъ, что поглощаетъ самыя смѣлыя прибавки къ осеннимъ цѣнамъ. Внутреннія волости н а ­ ходятся еще въ худшемъ положеніи. Сообщеніе съ ними обез- печено только дорогииъ зимнимъ путемъ. Провозъ хлѣба лѣтомъ вверхъ ио порожистымъ рѣчкамъ, съ перетаскиваніями на большихъ норогахъ и груза, и лодокъ берегомъ, не можетъ быть сколько-либо значительнымъ по своей исключительной трудности. Мы видимъ, что цыфры товарнаго забора вполнѣ гармонируютъ съ этими условіями. Итакъ, большую часть своей платы ( 7 5— 9 0% въ единолич­ ныхъ и 57— 7 6% въ паевыхъ) рабочій забираетъ до начала р а ­ боты, до отхода на промыселъ. Въ высшей степени, конечно, важно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz