Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 1: Тресковый промысел / [сост.: И. В. Галецкий и др. ; вступ. ст.: Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга,1902. - 354 с. разд. паг., XLIX с., [5] л. ил. : табл.
— 2 1 — владѣльца опредѣляющимъ моментом* является цѣна: если цѣна низкая, онъ скупаешь рыбу, и самъ везетъсвою рыбу на рынокъ. ІІри высокой цѣнѣ онъ не только не производить скупки, но и свою и скупленную рыбу перепродаешь на Мурманѣ же. Сплошь I! рядомъ встрѣчаются записи: „было скуплено столько то пудовъ. продано такому то по такой то цѣнѣ“ ; „свою рыбу сдаютъ такому то, будутъ скупать, если цѣны будутъ не высоки1'; „судно стоит'), безъ опредѣленной цѣли, возьмутъ на фрахтъ, если случится" и т. д. Конечно на фрахтъ брать приходится немного: крупные ве- зутъ свою рыбу главнымъ образомъ въ ГІетербургъ, а если и ве- зутъ въ Архангельск*, то опять таки на своихъ судахъ; что же касается болѣе мелкихъ скупщиковъ, то объ ихъ политикѣ мы уже говорили: скупают* лишь въ случаѣ низкихъ цѣнъ. Лишь рыба, отправляемая на болѣе мелкіе рынки: Онегу, какъ и вообще въ Поморье, может* дать работу судам*, да и то имъ приходится считаться с* конкуренцией пароходов*. Таким* образом* и на Мурманъ и с* Мурмана суда идут*, если и не по рожними, то во всяком* случаѣ далеко не сь полным* грузом*, и русскій Мурманъ (повторяю еще разъ, что все сказанное не относится до торговли съ Норвегіей) съ точки зрѣнія торговаго мореходства имѣетъ очень небольшое зиаченіе, причем* въ буду- іцемъ, насколько позволяютъ судить объ этомъ тенденціи развитія мурманскихъ промыслов*, это значеніе еще болѣе уменьшится: далыіѣйшее развитіе крупнаго скупщицкаго капитала и иовышеніе цѣнъ на рыбу неблагопріятствуетъ, какъ мы видѣли, торговому мореходству. Такъ же дѣйствует* и появленіе мелкихъ, не вла деющих* собственными судами скупщиковъ: они солят* въ бочки и отправляюсь на иароходахъ. Въ томъ же паправленіи будетъ, лесомнѣнно, вліять и всякое вообще улучшеніе путей сообщенія ла Мурманѣ: учащеніе пароходныхъ реисовъ, нроведеніе желѣз- ной дороги и т. д. Что касается занятаго торговымъ мореходствомъ персонала, то въ этом* отношеніи наши данныя особенно неполны: у нас* зарегистровано всего 66 человѣкъ, между тѣм ь, принимая в* сред нем*, что на каждое судно приходится 3 человѣка (въ действи тельности, вѣроятно, нѣсколько больше) иолучаемъ 350 человѣк* команды. Но здѣсь надо принять во вниманіе слѣдующее обстоя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz