Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 1: Тресковый промысел / [сост.: И. В. Галецкий и др. ; вступ. ст.: Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга,1902. - 354 с. разд. паг., XLIX с., [5] л. ил. : табл.

- 37 — нихъ съ Гавриловымъ—Шельпиныхъ, Захребетной—говорятъ, что въболынихъ становищахъ ихъ (мелкоту) обижаютъ шнячники... Къ чести иоморовъ надо сказать, что подрѣзы-—явленіе очень рѣдкое: по даннымъ за 1899 г ., изъ общаго количества потерянной снасти подрѣзы дали лишь 5 , 1% для тюковъ. 2 , 8% Для стоянокъ и 3 , 8—для кубасовъ. И такъ, главную массу потерь даютъ подроны, о которыхъ главнымъ образомъ и пойдетъ у насъ рѣчь, прпчемъ свѣдѣнія от­ носятся исключительно къ Восточному Мурману, включая Еретики и Титовку: на заиадѣ, въ виду преобладанія удебнаго лова, утрата орудій лова (лесы) не имѣетъ значенія. Величина подроновъ зависитъ отъ дѣлаго ряда условій, при чемъ эту зависимость можно предположить a p rio ri, но очень трудно прослѣдить, имѣя подъ руками матеріалъ всего за одинъ годъ. Прежде всего на размѣры подроновъ должна оказывать вліяніе дальность выѣздовъ и вообще естествениыя условія мѣста лова (resp. становищ;), гдѣ живетъ промышленникъ). Вдали отъ берега промышленникъ больше, конечно, достуаенъ вліянію непогоды, ему труднѣе точно оріентироваться относительно мѣста выметки яруса и труднѣе поэтому розыскать оставленную въ морѣ снасть. Если дно сравнительно мягкое, меньше шансовъ, что снасть перетрется о какой-нибудь каменистый выступъ и останется въ морѣ. Отчасти въ связи съ дальностью выѣздовъ стоитъ вліяніе типа судна: чѣмъ лучше у промышленника судно, тѣмъ дальше, ceteris paribus, мо­ жетъ онъ выѣзжать (resp. выѣзжаетъ), тѣмъ дальше можетъ от­ стаиваться въ погоду. Вліяніе типа судна должно сказываться на велнчпнѣ подроновъ еще и косвеннымъ образомъ: какъ мы впдѣли, существуетъ зависимость между типомъ судна п длиной яруса, а понятно, что чѣмъ длиннѣе ярусъ, тѣмъ больше подверженъ онъ всякимъ случайно, тямъ; тѣмъ труднѣй его выбрать при начавшемся штормѣ и т. д. Съ другой стороны существуетъ и обратное кос­ венное вліяніе типа судна (resp. силы предпріятія) на размѣръ потерь отъ подроновъ: чѣмъ выше тинъ судна (resp. чѣмъ сильнѣе предпріятіе), тѣмъ выше качество снасти; экономически сильныя нредпріятія, во избѣжаніе потерь отъ подроновъ, чаще мѣняютъ износившіеся тюки и особенно стоянки на ногахъ; иногда стоянки на ногахъ мѣняются два раза въ лѣто.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz