Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 1: Тресковый промысел / [сост.: И. В. Галецкий и др. ; вступ. ст.: Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга,1902. - 354 с. разд. паг., XLIX с., [5] л. ил. : табл.
— 21 — 1) Ежегодный расходъ на ш н я к у .................. 2 4 . 4 р . 2) „ „ „ я р у с ъ .................. 5 0 . 5— 55 „ 3) Мелкіе расходы по снаряж ........................ 4 , 0 —8 , 0 1) 4) Неводъ и к а р б а с ъ ......................................... 10,0 2) 5) С т а н ъ .................................................................... 8 , 4 р . 3) 6) Рабочая с и л а .................................................. 383,0 7) С о д е р ж а н і е .......................................................100,0 8) О т о п л е п і е ........................................................... 15,0 9) Дорога ................................................................50,0 10) О т в и в к а ................................................................ 15,0 Итого . . . . 6 6 0 ,8— 669,3 р . 4) Полученная нами цифра ежегодныхъ расходовъ выше прежнихъ рублей на 140— 180 по тѣмъ же причинамъ, о которыхъ только что говорилось (рабочая сила— 1()0 р ., дорога 40 руб., отвивка 15 р., содержаніе 30 руб.). Цифра расходовъ на подъемъ вешней шняки имѣетъ больше, такъ сказать, теоретическое значеніе: въ настоящее время, при упадкѣ вешняго промысла, новыхъ судовъ на вешній почти не поднимаютъ, и мы не будемъ больше говорить объ этой цифрѣ. Теперь мы займемся опредѣленіемъ того, до какихъ мини- малъныхъ размѣровъ можетъ быть сведена цифра ежегодныхъ рас ходовъ на вешнемъ промыслѣ. ') Допустимъ, что срокъ службы иредметовъ этой статьи 3 года. ') Въ иослѣднее время на вепшемъ нромыслѣ все больше распространяется покупка мойвы: такъ, въ 1899 г. отмѣчено 6fi случаевъ покупки мойвы, причемъ средній расходъ на судно онредѣленъ въ 12,7—12,8 руб.—цифра, слишкомъ малая сравнительно съ 1900 годомъ: въ 1900 г. изъ 80 судовъ, промышлявшихъ въ Вайдѣ и Териберкѣ, относительно 60 есть данныя о покупкѣ мойвы, причемъ средній расходъ на судно равенъ 30 приблизительно рублямъ. Объяснить эти колебанія мы не имѣемъ возможности: тутъ вліяетъ и число выѣздовъ, и количество нажив, ки, и спросъ на нее. Въ 1899 г. статистиковъ на весеннемъ промыслѣ не было и самыя дѣаы записаны со словъ промышленниковъ уже лѣтомъ, по памяти. 3) Для преднріятій, бивающн.чъ на вешнемъ, мы беремъ двойную цифру ежегодныхъ расходовъ на станъ въ виду того, что вешній и лѣтній промыселъ въ большипствѣ случаевъ производится въ 2-хъ различныхъ становищахъ. 4) У насъ имѣется всего одна конкретная запись общей суммы расходовъ на вешнемъ промыслѣ. Вотъ эта запись: „всего расходу на шняку, кромѣ затра- ченнаго на нее и ея обзаведѳніе капитала, 700 руб.“—цифра, почти тождественная съ нашей. Хозяинъ имѣетъ 4 шняки,такъ что это показаніе можно считать за четыре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz