Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 1: Тресковый промысел / [сост.: И. В. Галецкий и др. ; вступ. ст.: Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга,1902. - 354 с. разд. паг., XLIX с., [5] л. ил. : табл.
— 17 — жилище ихъ не отапливается, хлѣба они не пекутъ, а топливо для прпготовленія пищи при общей для многпхъ посудинъ поварнѣ стоить очень немного. Дорожные расходы. Во всѣхъ прежнихъ вычисленіяхъ расходовъ принимается во вниманіе лишь стоимость проѣзда съ содержаніемъ отъ г. Колы или Разъ-Наволока (пункта, съ китораго двѣ трети расходовы іадаютъна хозяина покрута) и опредѣляется въ 7—8 р. на судно. Мы, конечно, должны принять во внішапіе стоимость всего проѣзда навешній промы селъ отъмѣста жительства до Колы или до мѣста промысла. Величина этого расхода уже была опредѣлена нами въ главѣ о наемномъ трудѣ: въ зависимости отъ мѣста жительства она колеблется отъ 7 руб. 50 к. до 14 и даже 2 0— 25 руб. па человѣка съ харчами. LIo- слѣднія двѣ цифры представ ляютъ уже исключеніе, и въ качествѣ средней величины .мы можемъ принять 12 приблизительно рублей на человѣка или около 50 руб. на судно, съ чѣмъ вполнѣсходятся иимѣющіяся у насъ занисп общей суммы дорожныхъ расходовъ. Стои мость проѣзда на лѣтній промыселъ ') колеблется въ зависимости отъ того, ѣдутъ ли промышленники въ первый путь прямымърей- сомъ изъ Поморья на Мурмапъ или имъ приходится заѣхать въ Архангельску сколько времени приходится проживаться въ мѣстахъ стоянки парохода и въ Архангельск!; (изъ-за этого, какъ извѣстно, происходятъ иногда очень острыя столкновепія между собравшимися поморами и администраціеп пароходства, и дѣло доходптъ часто до вьтсшей губернской администраціи). Въ среднемъ можно принять, что дорога на пароходѣ въ одннъ конецъ съ продовольствіемъ об ходится около 7 руб. на человѣка (одинъ нроѣздъ въ 3 кл- стоить 6 рублей; переѣздъ требуетъ не менѣе 2 сутокъ). ') Мы не включаемъ обратный ироѣздъ домой, такъ какъ часто обратный путь у рабочихъ свой, а если к бываетъ хозяйскій, то иногда обусловливается тѣмъ, останется ли рабочій на про.мыслѣ дольше угловленнаго срока или нѣтъ. г) Н а лѣтній промыселъ и обратно часть цромышленниковъ идетъ на хо- зяйскихъ судахъ. При отомъ отпадает-і, стоимость самаго проѣзда, но зато зна чительно возрастаетъ стоимость содержанія: иногда, при неблагопріятной погодѣ судно бываетъ въ пути до 4 недѣль. Усчитать стоимость проѣзда на судиѣ очені трудио въ виду большихъ колебаній въ длительности пути. Во всякомъ с туча!, на хозяйскомъ суднѣ идетъ, сравнительно, небольшой % нромышленниковъ. 2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz