Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 1: Тресковый промысел / [сост.: И. В. Галецкий и др. ; вступ. ст.: Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга,1902. - 354 с. разд. паг., XLIX с., [5] л. ил. : табл.

для единоличныхъ и 12,4 руб. для паевыхъ нредиріятій (срокъ службы того и другого 15,8 лѣтъ). Цѣна тройника въ покупкѣ 37 руб. для единоличныхъ и ‘20 руб. для паевыхъ иредиріятій. Карбасъ единоличный стоить 52 руб.. паевой 38 ,2 руб., при ежегодномъ расходѣ 8 ,2 руб. для единоличныхъ п 8 ,5 руб. для паевыхъ. Покупная цѣна единоличная карбаса 22 руб. (для паевыхъ данныхъ пѣтъ). Что касается елъ, то мы не можемъ для вычи­ с л е н а ихъ стоимости примѣнить совершенно тотъ же методъ, какой употребляли мы при вычисленіп стоимости судовъ другого типа. Дѣло въ томъ, что ела, какъ судно не р у с с к а я типа, въ Поморьѣ почти пе строится, п почти всѣ работающія на Мур- манѣ елы построены въ Норвегіи. Обыкновенно, русскіе промы­ шленники покупаютъ елы готовыми или, что бываетъ всего чаще, съ полнымъ вооруженіемъ, или покупаютъ одно дерево и вооружаютъ его сами и притомъ всего чаще покупается ела но- держаная: съ окончаніемъ прэмысловь вь Норвегіи можно очень, сравнительно, дешево купить вполнѣ приличную е л у '). Такъ какъ при эгомъ елы иріобрѣтаются, такъ сказать „по случаю11, то по­ нятно, что п форма организаціи не можетъ сказываться на ихъ стоимости съ тою определенностью, какъ мы вндѣли это на ири- мѣрѣ другихъ судовъ: цифра стоимости елы, вычисленная однимъ путемъ, оказывается выше вь единоличныхъ, вычисленная дру- 1’имъ путемъ — въ паевыхъ предпріягіяхь. Поэтому мы будемъ говорить о стоимости елы независимо отъ формы организаціи. Какъ уже было сказано, всего чаще покупается вполнѣ снаряженная ела по средней цѣнѣ 44 ,25 руб. Складывая стоимость огдѣльныхъ элементовъ, поскольку о нихъ есть данный, получимъ среднюю стоимость елы 57 ,4 руб.: (дерево нодержаное— 26 ,7 руб., парусъ 13,8 руб., бѣгучая снасть— 3 руб., дрекъ—3,2 руб., цѣпь —7 ,5 р. и тро съ—3,2 руб.) Ежегодный расходъ на поддержаніе елы въ исправности = 12 руб. 50 кон. 11 Вь данномъ случаѣ положенів дѣлъ очень удачно х а р ак т ер ізуется но- ю в о р к ою : за м >ремъ тел ушк а—полушка, да рубль перевозу: очепь значительную долю стоимости елы составляетъ стоимость провоза ея съ мѣста покупки до мѣста промысла; иногда эта доля достпгаетъ чуть не половипы стоимости елы. Къ сожалѣиію, данныя эти не настолько многочисленны, чтобы можно было уста­ новить стоимость провоза статистически.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz