Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 2: Колонизация : (по материалам 1899, 1900 и 1902 гг.) / [сост.: Н. М. Зобнин ; ред. Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга, 1904. - V, [3], 26, 291, [6] с. : табл.

- 284 — времени4*, а то каждую зиму вблизи колоніи бываютъ волки, мед- вѣди, лисицы, россомахи, куропатки. Мѣстами бьютъ выдръ. Шкурка лисицы цѣнитсн обыкновенно 2 ' / 3 Р- и до 5 р., выдры— 3 ‘Д—5 р. Песцы бѣлые— 1 '/ 2—2 р ., голубые—до 4 р. Сбываютъ на Вардэ непосредственно или черезъ мѣстныхъ скупщиковъ. Куронатокъ раньше, но словамъ колонистовъ, было очень много, теперь (1899 г.) ихъ немного- Сбываютъ также на Вардэ отъ 12 до 20 р. за 100 штукъ. Р у б к а д р о в ъ н а п р о д аж у отмѣчена въ Кольской губѣ. П о ­ с т а в л яю т дрова въ Александрове къ и въ Колу. Рубятъ зимою и возятъ на елахъ. З а елу платятъ ея владѣльцу 50 к. — фрахту съ каждой перевезенной сажени дровъ. Сдаютъ по 4—4 р. 25 коп., пошлину за лѣеорубочные билеты платятъ сами. Расплата за дрова ведется большею частію товаромъ. Условія ея характеризуютъ такъ: „4 мужика нарубили 120 саж. дровъ для г. Мецайко, и при р а с ­ чет!) н.мъ осталось всего 5 руб., остальное (505 руб.) получили товаромъ. Иѣкоторые еще должны остались.—Все дѣло въ цѣнахъ". Н а л ѣ с о п и л ь н о м ъ з а в о д ѣ въ Озеркахъ работали всего человѣкь 10 изъ Земляной, В. Мотки и проч. Рабочій день 10— 12 ч., плата— 17У, коп. въ часъ на своихъ харчахъ; па нѣко- торыхъ работахъплата повышается до 22 коп. въ часъ. П о с т р о й к о й с у д о в ъ занимаются въ Урѣ и Зап. Лицахъ для себя и своихъ же колонистовъ или изъ сосѣднихъ колоній. Дѣлаемъ соотвѣтствующую выписку изъ показаній колонистовъ Уры. „Заказы со стороны желательны, но ихъ нѣтъ. „Вначалѣ у колонистовъ (зап. берега) были только одномач- товыя иеиалубныя елы, иоднимавшія 300 — 550 пуд. Когда раз- рѣшили рубить сосновый лѣсъ, стали строить суда побольше. Елы съ 2 мачтами (фембурны) и листерботы безъ палубь стали строить около 15 л. тому назадъ; палубные листерботы, которые нрочнѣе и удобнѣе въ морѣ, стали заводить лѣтъ 8 тому назадъ. На лис­ терботы мѣстный лѣсъ колонисты считаютъ не совсѣмъ нригоднымъ и закупаютъ для нихъ еловый лѣсъ въ Архангельск!;. „Строить суда умѣютъ чуть не всѣ. Первый листерботъ построить Берстреяъ (листерботы онъ вндѣлъ въ Норвегіи, а. строилъ по книжкѣ— „Руководство къ судостроение44, на норвежскомъ языкѣ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz