Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 2: Колонизация : (по материалам 1899, 1900 и 1902 гг.) / [сост.: Н. М. Зобнин ; ред. Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга, 1904. - V, [3], 26, 291, [6] с. : табл.

— 205 — Гораздо большее значеніе для массы колонистовъ имѣютъ про­ мысловыя суда. Владѣльцы этихъ судовъ представляютъ уже не ничтожную часть населенія, а слишкомъ половину всѣхъ колони­ стовъ (229 колон, изъ числа 439). Въ ихъ владѣніи находится 14,5 налубныхъ промысловыхъ судовъ и 291 ,5 непалубныхъ *). Палубныя суда обыкновенно—листерботы. Среди непалубныхъ судовъ больше всего елъ (121 ,5 ), затѣмъ слѣдуютъ фембурны (48,5), шняки (47), карбаса ( 3 0 ) , тройники (15); судовъ р а з ­ ныхъ другихъ типовъ (непалубные листерботы, дори, шлюпки и гір.)— 29 ,5. Почти всѣ фембурны (40 ,5 изъ 48 ,5 ) нринадлежатъ колони­ стамъ западнаго Мурмана, остальные 8 находятся въ Кольской губѣ; на восточномъ Мурманѣ фембурновъ нѣтъ, какъ нѣтъ и па- лубныхъ промысловыхъ судовъ, изъ которыхъ 9 ,5 принадлежать колонистамъ западнаго Мурмана и 5—колонистамъ Кольской губы. Напротивъ, тройники иочти всѣ сосредоточены на восточномъ Мѵр- манѣ (14 изъ 15 всѣхъ тройниковъ). Шнякъ и карбасовъ очень мало въ Кольской губѣ; елы довольно равномѣрно распределены по всему Мурману. Такимъ образомъ, составъ промысловаго флота у колонистовъ является наиболѣе разнообразнымъ на западномъ Мурманѣ, гдѣ встрѣчаются суда всѣхъ типовъ, имѣющихся на Мур- манѣ; преобладающими же типами являются ела и фембурнъ. Тѣ же типы нужно считать преобладающими и въ Кольской губѣ. Ел а является преобладающимъ типомъ и на восточномъ Мурманѣ, но мѣсто фембурна здѣсь занимаетъ шняка. По величинѣ всѣ непалубныя промысловыя суда можно ра з ­ делить на, двѣ группы: крупныя и мелкія. Къ первымъ относятся фембурны (со среднимъ грузоподъемомъ въ 300— 350 пуд.) и шняки (съ грузоподъемомъ въ 250 п.). Ко второй группѣ относятся всѣ остальныя непалубныя суда, средній грузоподъемъ которыхъ не превышаетъ 130 пуд. **). Если каждое палубное судно мы примемъ ♦) Доли судовъ попали в ъ счетъ потому, что нѣкоторыми судами ила- дѣютъ совмѣстно, при чемъ совладѣльцемъ можетъ быть и не колонистъ. Могли быть и такіе случаи, что одинъ изъ совладѣльцевъ - колонистовъ сказалъ о принадлея;ащей ему долѣ судна, а другой сказать забылъ, и такимъ образомъ могла быть зарегистрована лиш ь одна половина судна. **) Подробный свѣдѣнія о грузоподъемѣ судовъ приведены въ „Матеріа- л а х ъ по статист, изол. Мурм ана11, т. I l l (таблицы), стр. 234—241. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz