Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 2: Колонизация : (по материалам 1899, 1900 и 1902 гг.) / [сост.: Н. М. Зобнин ; ред. Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга, 1904. - V, [3], 26, 291, [6] с. : табл.

— 107 — мою раньше мужчинъ, такъ какъ пмъ много работы по дому, по уходу за скотомъ (уходъ за оленями лежмтъ на мужчинахъ, за ко­ ровами и овнами—на женщинахъ); кромѣ того, женщинамъ прихо­ дится зимою прясть, вязать чулки и носки, шить бѣлье и пр. Праздники строго соблюдаются; но праздничное время, по крайней мѣрѣ лѣтомъ, во время промысла, считается съ вечера, наканунѣ праздника— подъ праздникъ на промыселъ не выѣзжаютъ; за то вечеромъ, въ день праздника, уже съ 5— 6 ч. отправляются за наживкой и, затѣмъ, занимаются наживленіемъ яруса (это к а ­ сается, главнымъ образомъ, восточныхъ колоній). Въ праздничное время оставляются всѣ работы, за псключе- ніемъ такихъ, которыхъ нельзя прекратить: уходъ за скотомъ, жен- скія работы по дому. З а отсутствіемъ какихъ-либо другпхъ раз- влеченій, ходятъ по праздннкамъ въ гости другъ къ другу, или ѣздятъ къ знакомымъ въ ближайшія колоніп *). Въ гостяхъ закусываютъ, пьютъ водку, кофе; у норвежцевъ молодежь танцуетъ. Кое-гдѣ къ этому присоединяется игра въ карты, въ орлянку (въ Вост. Лицѣ). Нѣкоторые занимаются чтеніемъ кнпгъ и газетъ **). Въ заиадныхъ колоніяхъ у финляндцевъ бываютъ по праздникамъ релпгіозныя собранія. Православные колонисты носѣщаютъ церковь. Пиша по праздникамъ улучшается. Одѣваются чпще и фран- товатѣе. Поздней осенью и зимою молодежь собирается иногда на по- спдѣлки для веселья. На вечоркахъ танцуютъ, иногда угощаются—- женщины кофе, а мужчины водкой. Это бываетъ чаще въ русскихъ и норвежскихъ колоніяхъ; финляндцы же („лютеранскіе старовѣры“) воздерживаются отъ такихъ вечеринокъ. Какъ особенность цыпъ-наволокскпхъ норвежцевъ — колонп- стовъ, можно отмѣтить обычай собираться въ Рождество къ кому- нибудь изъ зажиточныхъ сосѣдей, но ихъ ирнглашенію. Собира­ ются дня на три и домой уходятъ лишь спать н обряжаться со скотомъ. Норвежцы ходятъ другъ къ другу также въ Пасху и дни *) И зъ Териберки в ъ Голицыне, изъ В. Лицы в ъ Х ар ло вк у . Рынду, изъ ^ ры в ъ Бѣлокаменную, нзъ Титовки в ъ П е ч е н г у и т. под. **) Какъ исключение, встрѣчаются семьи (даже и среди русскихъ коло­ нистовъ), въ которыхъ чтеніе обратилось в ъ постоявную привычку: чтеніе кни гъ вслухъ—обычное времяпрепровождѳніе по вечерамъ, особенно, въ долгіе зимніе вечера (заимствовано изъ матеріаловъ 1902 г,). Въ такихъ се.чьяхъ, конечно, в ъ праздники посвяіцаютъ чтенію больше времени, чѣмъ в ъ будни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz