Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 2: Колонизация : (по материалам 1899, 1900 и 1902 гг.) / [сост.: Н. М. Зобнин ; ред. Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга, 1904. - V, [3], 26, 291, [6] с. : табл.

— 99 — Пзъ приведенных'!, цнфръ видно, что правительственная суб- еидія (поынльная плата) составляетъ вес меньшіп и меньшій % въ общей суммѣ доходовъ: въ 1897 г.-—57,3 °/0, въ 1899 г .—52.9 •%> а въ 1 9 0 1 г .—только уже 39 .7 °/„. Чистая прибыль преднріятія по­ степенно растетъ, но п въ 1901 г. предпріятіе дало бы убытка около 80 т. руб.. если бы онъ не покрывался правительственной субспдіей. Кромѣ того, слѣдѵетъ отмѣтить, что значительный до- ходъ товариществу даютъ осенній ц весенній рейсы Петербургъ- Архангельскъ, а съ 1У00 г .— заграничные рейсы парохода „Графъ Литке", т. е. нредпріятія, постороннія основной задачѣ Архлн- гельско-Мурманскаго (и Бѣломорекаго) пароходства. Эти иослѣд- нія линіи сообщеній до снхъ поръ не могутъ окупить себя, ізъ виду слабой населенности края и небольшого, сравнительно, дви­ женья пассажировъ и грузовъ. Доходы собственно по мурманской л и н і и можно по отчетамъ выдѣлить лишь за срочные рейсы. Эти доходы составляли: въ 1897 г .— 54 .003 р ., въ 1899 г.— 05,381 р ., въ 1901 г.— 75 .568 р. Правительственная субсидія за эти годы по мурманской линіи р ав ­ нялась 111 .575 р . за каждый годъ (безъ вычета погашеній изъ суммы чистой прибыли). Расходы, падающіе на мурманскую линію, выдѣлпть по отчетамъ нельзя. Пзъ ч и с т о й прибыли всего предпріятія казна нолучаетъ па вложенный ею капиталъ 5 % (45 ,000 р .), а частный лица на свои .паи нолучаютъ 6 % (24 ,768 р .). Кромѣ того, если прибыль нре- вышаетъ опредѣленную сумму, то часть ея идетъ на погашеніѳ правительственной субсидіи: эта часть составляла въ 1897 г. 4 .070 р ., въ 1899 г .— 6 .454 р ., въ 1901 г .— 7 .626 р. (копейки вездѣ отбро­ шены), т. е. въ 1901 г. погашено около 3 % субеидіи, а въ пре­ дыдущее годы и того меньше. Въ зиму 19 0 1 — 2 г. быль сдѣланъ о і і ы т ъ зимннхъ срочныхъ рейсовъ на пароходѣ научно-промысловой экспедидіи „Андрей Первозванный-. Предполагалось выяснить самую возможность зим- нихъ срочныхъ рейсовъ, а также оказать помощь больнымъ и нуж­ дающимся колонпстамъ, которые на это время, особенно на во- стокѣ Мурмана. почти отрѣзаны отъ всякнхъ сообщеній съ міромъ. „Андрей ІІервозванный“ раньше иосѣіцалъ зимой колонін, но по- сѣщенія эти не были срочными. Опытъ 1901 — 1902годовъвыяснилъ, что поддерживать зимой не только срочные, но и сколько-либо р е

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz