Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 2: Колонизация : (по материалам 1899, 1900 и 1902 гг.) / [сост.: Н. М. Зобнин ; ред. Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга, 1904. - V, [3], 26, 291, [6] с. : табл.

— 93 — всякаго рода почтовую корреспонденцію, съ отведеніемъ для нея п сопровождающих^ ее лицъ. по возможности, отдѣльныхъ каютъ, земскія эстафеты п почты по свидѣтельствамъ псправниковъ, се­ мейства, переселяющіяся для постояннаго жительства на Мурманъ (не болѣе 5 семействъ за одинъ разъ) по свидѣтельствамъ губерн- скаго начальства, санитарный персоналъ Россійскаго Общества Краснаго Креста съ багажемъ, лицъ, командируемыхъ по дѣламъ службы (въ ограниченномъ числѣ), и нѣкоторыхъ другихъ лицъ. Приведенныявыше обязательпыя росппсанія рейсовъ поражаютъ своимъ несоотвѣтствіемъ дѣйствнтельнымъ нуждамъ края даже тиго времени (1895 г.), когда оно вводилось. Такъ, напр ., въ весен немъ рейсѣ мы встрѣчаемъ стоянку— „Кій островъ“ , у колоніи Чер вяной въ 4 — 6 дворовъ, стоянку у исчезнувшаго становища „Зу- бовскіе острова", п нѣтъ стоянки у кол. Земляной, ІІеченги—са- мыхъ крупныхъ колоній на западномъ берегу, равно какъ п стоя- нокъ у нромысловыхъ становищъ—Ворьемы, Мало-Нѣмецкаго— на западномъ берегу, у становища—кол. Харловки— на восточномъ. На восточномъ берегу сохранена, въ качествѣ обязательной, стоянка у давно исчезнувшаго становища Семь-Острововъ. Весь Мотовской залпвъ оставленъ этпмъ росписаніемъ внѣ пароходныхъ сообщеніл. Въ настоящее время, правда, оба росписанія значительно измѣ- нены, но все же далеко не въ той мѣрѣ, какъ этого требуегь жизнь. Въ самомъ дѣлѣ, въ лѣтнемъ росписаніи 1899 г. и даже 1902 г. помѣчены, между прочпмъ. слѣдуюшіе обязательные пункты стоянокъ: Семь-Острововъ, Зеленцы, Зубовскіе острова — всѣ три пѵнкта давно заброшены п промышленниками п колонистами, и въ дѣйствительностп пароходъ, конечно, никогда не заходитъ въ нихъ. Въ то же время, въросппсаніи обязательныхъ стоянокъ нѣгъ Х арловки . Золотой. Захребетной, Барышихи . хотя первыя три— весьма оживленныя и многолюдный становища Мурмана. Относи­ тельно Харловки еще можно сказать, что она считается какъ бы замѣстительницей Семи-Острововъ. и пропуски стоянокъ въ ней— рѣдкн. Что же касается Золотой и Захребетной, то сюда сплошь и рядомъ, особенно, въконцѣ лѣта, когда грузовъ отовсюду много, пароходы не заходятъ вовсе. Въ Барыш в х у пароходъ никогда не заходитъ. Набравши много груза на Вардэ, донолнивъ его грузами въ Териберкѣ и Гавриловѣ—крупнѣйшихъ становищахъ Мурмана,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz