Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 2: Колонизация : (по материалам 1899, 1900 и 1902 гг.) / [сост.: Н. М. Зобнин ; ред. Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга, 1904. - V, [3], 26, 291, [6] с. : табл.

— 90 — должностных! лицъ устроены земскія станціи въ Гаврпловѣ, Колѣ и Земляной. ->1111010 почта по всѣмъ колопіямъ, въ которыхъ есть почтово-телеграфныя отдѣленія п конторы, доставляется по два раза въ мѣсяцъ. Между Колой н Александровскомъ почта идетъ разъ въ недѣлю. Н а востокъ отъ Гаврилова почтоваго сообщеиіа до спхъ поръ (1903 г.) не существуетъ. ІІередвиженіе по всѣмъ перечисленнымъ линіямъ въ предѣ- лахъ Кольскаго полуострова зимой совершается на оленяхъ. На п\ ги изъ Кандалакши въ Колу (около - 0 0 верстъ) есть въ трехъ пунктах т. избы для отдыха ироѣзжающнхъ, которые сами дожны отопить избу, если хотятъ обогрѣться, такъ какъ никакихъ сто­ рожей при этихъ п.іоахъ не имѣется ~). Такая же изба устроена на пути отъ Разъ-Наволока въ Териберку. »Іѣтомъ, вслѣдствіе повсемѣстныхъ болотъ иутсшествіе черезъ Кольскій иолуостровъ и по Мурману возможно лишь иѣшкомъ. Дорог\ изъ Кандалакши въ Колу лѣтомъ „мостятъ*: для устрой­ ства же лѣтнихъ дорогъ по Мурману ничего до сихъ тюръ не сдѣлано. Рѣки мало способствуют'!, сообщенію, такъ какъ онѣ .маловодны и порожисты, а по своему направленію, въ общемъ перпендикулярному къ линіп Мурманскаго берега, рѣки могли бы облегчить сношенія прибрежныхъ жителей съ внутренними частями страны, а не колонистовъ между собою. Изъ всѣхъ колоній рѣкой для сообщеиій пользуется лишь Голицыну, отъ котораго по рѣкѣ Во ­ роньей можно во время прилива добраться до морского берега. Такнмъ образомъ. лѣтомъ остается лишь одинъ удобный путь дли сообщеній съ Мурманомъ и по Мурману — море. Для пе- реѣздовъ моремъ имѣются: 1) мелкія суда (шняки, елы, карбаса) содержателей земскихъ станцій, обязаниыхъ, однако, предоставлять эти суда и рабочихъ лишь лицамъ, имѣющимъ открытые листы отъ архангельскаго губернатора или александровскаго исправника; 2) административный пароходъ „Мурманъ", который опять таки служить исключительно для нуждъ нолиціи **); 3) для общаго Нѣкохорыя подробности о зпмнемъ путеіпествіи нромыиіленниковъ изъ J,ѣломорскаго поморья на Мурманъ см. в ъ 1-мъ выпускѣ I тома. г.т. IX Наемные рабочіе“ , стр. 89—40. 11. В. М а к с и м о в ъ , Мурманскій берегъ, его промыслы и колон и - з а ц із . „I усская Мысльи. 1893 г., кн. 4-я, стр. 8о, говорить, что содержа Hie парохода обходится ежегодно въ 17.000 р. Рыболовы шуточно говорятъ, что назначеніе парохода „Мурм анъ 1 — „бѣгать въ Кильдпнъ за молокомъ-.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz