Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 2: Колонизация : (по материалам 1899, 1900 и 1902 гг.) / [сост.: Н. М. Зобнин ; ред. Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга, 1904. - V, [3], 26, 291, [6] с. : табл.
— 90 — должностных! лицъ устроены земскія станціи въ Гаврпловѣ, Колѣ и Земляной. ->1111010 почта по всѣмъ колопіямъ, въ которыхъ есть почтово-телеграфныя отдѣленія п конторы, доставляется по два раза въ мѣсяцъ. Между Колой н Александровскомъ почта идетъ разъ въ недѣлю. Н а востокъ отъ Гаврилова почтоваго сообщеиіа до спхъ поръ (1903 г.) не существуетъ. ІІередвиженіе по всѣмъ перечисленнымъ линіямъ въ предѣ- лахъ Кольскаго полуострова зимой совершается на оленяхъ. На п\ ги изъ Кандалакши въ Колу (около - 0 0 верстъ) есть въ трехъ пунктах т. избы для отдыха ироѣзжающнхъ, которые сами дожны отопить избу, если хотятъ обогрѣться, такъ какъ никакихъ сто рожей при этихъ п.іоахъ не имѣется ~). Такая же изба устроена на пути отъ Разъ-Наволока въ Териберку. »Іѣтомъ, вслѣдствіе повсемѣстныхъ болотъ иутсшествіе черезъ Кольскій иолуостровъ и по Мурману возможно лишь иѣшкомъ. Дорог\ изъ Кандалакши въ Колу лѣтомъ „мостятъ*: для устрой ства же лѣтнихъ дорогъ по Мурману ничего до сихъ тюръ не сдѣлано. Рѣки мало способствуют'!, сообщенію, такъ какъ онѣ .маловодны и порожисты, а по своему направленію, въ общемъ перпендикулярному къ линіп Мурманскаго берега, рѣки могли бы облегчить сношенія прибрежныхъ жителей съ внутренними частями страны, а не колонистовъ между собою. Изъ всѣхъ колоній рѣкой для сообщеиій пользуется лишь Голицыну, отъ котораго по рѣкѣ Во роньей можно во время прилива добраться до морского берега. Такнмъ образомъ. лѣтомъ остается лишь одинъ удобный путь дли сообщеній съ Мурманомъ и по Мурману — море. Для пе- реѣздовъ моремъ имѣются: 1) мелкія суда (шняки, елы, карбаса) содержателей земскихъ станцій, обязаниыхъ, однако, предоставлять эти суда и рабочихъ лишь лицамъ, имѣющимъ открытые листы отъ архангельскаго губернатора или александровскаго исправника; 2) административный пароходъ „Мурманъ", который опять таки служить исключительно для нуждъ нолиціи **); 3) для общаго Нѣкохорыя подробности о зпмнемъ путеіпествіи нромыиіленниковъ изъ J,ѣломорскаго поморья на Мурманъ см. в ъ 1-мъ выпускѣ I тома. г.т. IX Наемные рабочіе“ , стр. 89—40. 11. В. М а к с и м о в ъ , Мурманскій берегъ, его промыслы и колон и - з а ц із . „I усская Мысльи. 1893 г., кн. 4-я, стр. 8о, говорить, что содержа Hie парохода обходится ежегодно въ 17.000 р. Рыболовы шуточно говорятъ, что назначеніе парохода „Мурм анъ 1 — „бѣгать въ Кильдпнъ за молокомъ-.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz