Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 2: Колонизация : (по материалам 1899, 1900 и 1902 гг.) / [сост.: Н. М. Зобнин ; ред. Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга, 1904. - V, [3], 26, 291, [6] с. : табл.

Мы видпмъ, что число дѣтей школьнаго возраста въ каждой колоніи такъ мало, что нечего и думать о постановкѣ нормальной школы земской Россіи. Въ самомъ дѣлѣ, изъ всѣхъ русско-корель- скихъ колоній только въ одной Неченгѣ имѣется достаточное для школы число дѣтей обоего пола (56), предполагая даже, какъ и слѣдуетъ, что не всѣ дѣти школьнаго возраста будутъ въ школѣ, пли, иными словами ,— каждый ребенокъ не весь свой школьный возрастъ (5—7 лѣтъ) пробудетъ въ школѣ. Даже въ самой большой изъ колоній восточнаго берега, Терпберкѣ, число дѣтей школьнаго возраста такъ мало (31 чел.), что не можетъ питать нормальную школу долѣе 3— 6 лѣтъ. На иритокъ ученпковъ изъ другихъ ко- лоній, мы уже знаемъ, нельзя расчитывать, въ виду крайней нхъ разбросанности по берегу. Но мы уже знаемъ. что на Мурманѣ нѣтъ даже простой грамотности, и что широкое распространеніе ея будетъ уже значительнымъ шагомъ впередъ. Къ тому же, земская практика выработала особый типъ школы и учителя, именно для на- селенія. разбросаннаѵо мелкими поселками: это—передвижная школа, кочующая вмѣстѣ со своимъ учителемъ, при чемъ учитель является въ извѣстныхъ случаяхъ не только ..школьнымъ учителемъ грамоты", но и просвѣтительной силой для взрослаго населенія (курскія пе- редвижныя школы). Приведенная таблица показываешь, что посто­ янная школа съ 3 лѣтнимъ курсомъ тзъ ІІеченгѣ н двѣ передвиж- ныя школы на восточномъ берегу (отъ Териберки до Шельпиныхъ и отъ Рынды до В. Лицы) были бы достаточны для удовлетворения первой нужды въ грамотности русско-корельскаго населенія Мурмана. Что касается колоніи финско-норвежскихъ, то цифры таблицы намѣчаютъ здѣсь два пункта, способныхъ наиболѣе питать школу,— кол. Ура съ 46 дѣтьми школьнаго возраста и кол. Земляная съ •31 ребенкомъ. Къ послѣдней можно съ увѣренностью предположить тяготѣніе Червяной (14 дѣтей), Вайды (10 дѣтей) и, по крайней мѣрѣ. части колонистовъ, разбросанныхъ но берегамъ Озерковъ (гавани Новой Земли, всего до 15— 18 дѣтей). Какъ разъ населеніе этихъ колоній (Уры и Земляной) л выражало наибольшее желаніе имѣть р усско-финскую іцколу . Группа колоній, прнлежащпхъ къ г. Александровску, состоитъ преимущественно изъ финляндцевъ и норвежцевъ. Правильно орга­ низованная школа въ Александровскѣ съ постояннымъ и расши- рениымъ иротивъ суіцествующаго временно при научно-промысловой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz