Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 1, вып. 2: Колонизация : (по материалам 1899, 1900 и 1902 гг.) / [сост.: Н. М. Зобнин ; ред. Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга, 1904. - V, [3], 26, 291, [6] с. : табл.

— 80 — (см. „Составъ населенія колоній“ стр. 11) -23 ), у которыхъ есть школы. Объясняется это большей культурностью населенія до переселенія на Мурманъ: за неимѣніемъ школъ, оно старается само научить грамотѣ дѣтей. Этимъ занимаются чаще всего матери, изрѣдка и отцы, а въ Земляной колонисты нанимаютъ учителя, который нереходитъ изъдома въ домъ, и, такимъ образомъ, кормится; кромѣ того, получаетъ 10 к. съ человѣка (учится у него чел. 40); учить онъ только чи­ тать и занимается только но ираздникамъ. Родители, дѣлая для своихъ дѣтей, что могутъ, сознаютъ, что знанія и умѣнье ихъ въ болынинствѣ случаевъ недостаточны; даже писать они плохо вы- учиваютъ. Поэтому колонисты, особенно финляндцы, давно хлопо- чутъ объ открытіи у нихъ настоящихъ школъ, при чемъ выражаютъ желаніе, чтобы учили и финскому, и русскому языкамъ. Бъ 1896 г. колонисты Земляной подавали прошеніе объ открытіи школы, но до сихъ иоръ (1899 г.) школы они не получили. Статистикамъ колонисты-финляндцы также выражали желаніе имѣть школы и давать, по мѣрѣ возможности, средства на ихъ содержание; дѣти финляндцевъ также не разъ высказывали желаніе учиться въ школѣ Діірѳкціеіи народныхі, учили іцъ вь Архангельской губерпіи была представлена на выставку С іжорнаго Кран въ Ярославл h in. 1901! г. таблица in кол в in. губориім. 11:п. этой таблицы нмдно, что к.о времени выставки на Мурманскомъ перегу м в ъ блнжайшихъ къ нему иѣстпостяхъ Ланландскаго полуострова существовали слѣдуюіція школы: 2-хъ классное городское учи- лиін.о в ъ г. Адѳксан і.ровск!,, приходское училище в ъ г. Кол!., миссіонерская школа, в -i, ЛовозерІ', (лонарскій погостъ), 1 церковно-приходская школа в ь ІГазрѣцком-ь s .....арекомъ погостѣ н о школы грамоты: въ К и л і . д и и с і : о » г і . ло­ парском:, погосгІі. въ ГГечонгІ; пп. Б а р к и н ѣ ) и в ъ Териберкѣ. Иаъ этого п е­ речни мы Б и і.пм -в, что за 3— I года, прошедшіе со времени пзслѣдовапія Is! »9 г., для колонистовъ не только не прибавилось ни одной га колы, а даже одна іш» Гавриловѣ) закрылась. Школы в ь лопарских в ітогостахъ недоступны для ко­ л о н истонт, по своей отдаленности отъ колоній. Финляндцы п норвежцы по прежнему остаются безъ школъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz