Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 4: Тресковый промысел в 1902 году. Текст / [вступ. ст.: Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга,1904. - LV, 242, [2] с., [7] л. карт : табл.

— 175 — другихъ. Ка р аули ть приходится пароходы, ндущіе съ Вардэ, т а к ъ к ак ъ въ сосѣднемъ становшцѣ Мало-Оленьѳмъ н ѣ т ъ телеграфа. Спѣпшть по­ пасть на пароходъ раньше дру гихъ за с т а в л яю с ь два обстоятельства: 1) поскорѣе сдать и принять товаръ, чтобы и зъ -за нѣсколькихъ пудовъ не терять иногда полсутокъ, пока выгружаютъ и пришш ают ъ г ру зъ факто- ристовъ, 2) если промышленникъ ѣ д е т ъ въ Архангельекъ въ концѣ нави- гаціп, онъ долженъ спѣшить за н я т ь мѣсто въ 3-мъ классѣ (а ыѣстъ этнхъ крайне мало), чтобы не остаться на верхней палубѣ подъ вѣтромъ и до- ждемъ на 2—3 сутокъ. „Въ н а ч а л ѣ и коппѣ навнгаціи, благодаря волненіямъ, странному расписанію обязательныхъ стоянокъ почтовыхъ пароходов!) и несчастной оговоркѣ для цѣл аго р яд а становищъ, что пароходъ заходитъ въ них'ь „въ случаѣ нужды“, правильность рейсовъ сильно нарушается, пароходы, по выражению промышленниковъ, н ачинаютъ проказить *)■ „ІІроказы‘! пароходовъ въ н а ч а лѣ навигаціи 1902 г задѣв али инте­ ресы сравнительно небольшого числа линь. Такъ, напр., съ первымъ рѳйсомъ (JN» 10) Ломоносова на пути и зъ Архангельска въ В. Лицу не вы­ садили колониста Ѳ.Рѣдькина и нѣсколькихъ человѣкъ егорабочихъ только потому, что съ берега (изъ .Типы) выѣ х алъ къ пароходу одинъ неболь­ шой карбасъ, взявш ій съ парохода всего 3-хъ человѣкъ , а ждать его воз- вращепія или послать почтовую шлюпку к анитанъ не пожелалъ. Рѣдь- кпнъ былъ высаженъ въ Харловк Н за 25 верстъ отъ своего дома. Нѣс- колько нодобныхъ фактовъ повторялись и послѣ, напр., съ пароходом-!, „Сергііі Ви т те“ въ Знрубихѣ, Мал.-Оленьемъ (въ обратные рейсы 11, 12). ,,ІІроказыи въ концѣ навигац іи— 6o.it ,е существенны и оставляюсь такое вгіечатлѣніе, что пароходы субсидируются не столько въ интере- сахъ развитія торговыхъ сношеній съ Мурманомъ, сколько съ Норвегіей, а на самомъ Мурманѣ не для 1.000 промысловыхъ предпріятій, а для нѣс- колькпхъ десятковъ скушциковъ—торговцевъ „Такъ, рейсомъ № 23 (на пути изъ Вардэ къ Архангельску) 25 — 2« августа пароходъ Ломоносонъ мимо ст. Золотой ироіиелъ не останавли­ ваясь, а в ъ Харловкѣ остановился на короткій срокъ, не принимая ни пассажпровъ, пи груза. 29-го августа пароходъ Ксенія, шедшій прямымъ рейсомъ съ Мурмана въ Поморье, нрошелъ не заходя мимо цѣл аго ряда становищъ (ИІелышныхъ, Захребетной, Золотой), хотя въ нЪкоторыхъ изъ нихъ было очень много пассажпровъ. Промышленники изъ Золотой посылали даже прошеніе губернатору, чтобы пароходъ прямого рейса обязательно заш елъ къ нимъ. Не иолучнвъ никакого отвѣта, нро- *) Въ расписании иароходшііхъ стоянокъ (оно каждый годъ утвер- ждается архаигельскимъ губернатором!,) многолюдный и развивающ іяся ста­ новища (Золотая, Захребетная) поставлены іп, одинаковыя условія съ вовсе несуществующими (Зеленцы) или сч, такими, гдѣ ыѣгь п десятка судовъ (Семь островов-j,, Заруби ха). Нѣкоторыя изъ нодобныхъ стаповнщъ включены въ самое расиисаніе, какъ пункты обязательныхъ стоянокъ; напр., Финмай­ ское, ІІортъ-Владиміръ. Въ Финманскомъ — одинъ колонист!,, Кпюдсеыъ, въ Ііортъ-Владимірѣ —одна факторія Антонова-Кош кин а.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz