Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 4: Тресковый промысел в 1902 году. Текст / [вступ. ст.: Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга,1904. - LV, 242, [2] с., [7] л. карт : табл.

— 174 — 1’ыхіда—Харловка—В. Лица. Съ проведеніемъ этой линіи. весь Мурманъ будетъ соединенъ телеграфнымъ проводомъ, и значвніѳ промысловаго телеграфа должно значительно под­ няться: въ 1902 г. изъ всѣхъ восточныхъ становищъ, а также и изъ М.-Оленьяго, свѣдѣнія могли получаться только 2 раза въ недѣлю вмѣстѣ съ пароходоыъ, п также только 2 раза въ недѣлю съ пароходоыъ отправляться въ эти стано­ вища. Говорить о „своевременности'1 доставляемыхъ такимъ способоыъ свѣдѣнін, конечно, затруднительно. Громадное значеніе для промысла и промышленниковъ имѣютъ рейсы пароходовъ А р х .—Мурм. пароходн. тов. До­ вольно обстоятельная характеристика ея въ предѣлахъ Мур­ мана дана въ томѣ о колонизаціи (см. глава „соврем, услов, жизни на МурмангЬ“), и потому здѣсь мы ограничимся лишь особенностями 1902 г. и только по отношенію къ промыслам-].. Въ этомъ году были, хотя отчасти, удовлетворены просьбы промышленниковъ ст. Захребетной: пароходы, хотя и не­ обязательными рейсами, но лѣтомъ почти всегда заходили въ Захребетную. Значеніе пароходовъ, какъ плавучихъ торго­ вых'], заведеній, обрисовано въ упомянутомъ уже очеркѣ от­ чета Научно-промысловой экспедиціи, почему намъ и остается отміѵшть некоторый жалобы и нужды промышленниковъ, выяснившіяся въ отчетную навигацііб и касающіяся другихъ сторонъ ихъ деятельности. Съ этой цѣлью мы и сдѣлали рядъ выдержекъ изъ брошюры В . 13. Романова „Предварит, свѣдѣнія о промыслѣ 1902 г . “ „Въ ТериберкТ, чуть не въ одішъ день утонуло 7 человѣкъ: 3 на промыслТ, и 4 -при выѣ з д ѣ на пароходъ. Послѣдпій случай я вл яе тс я ігь значительной степени результатомъ плохих'!, пароходныхъ стоянокъ, отсутствія самыхъ нрнзнаковъ какого-либо ихъ оборудованія. „Пароходъ останавливается обыкновенно въ одной, двухъ и даже болѣе верстахъ отъ становища, н промышленпикамъ предоставляется на овоихь шпякахъ и болѣо мелкихъ лодкахгь иыѣ зжать на пароходъ при пеулегшемся, иногда очень сильномъ волненіи. Промышленпикамъ не- рѣдко прпхсдится рТ.шать вопросъ—„что хуже: не выѣ х ат ь на пароходъ и тТ.мъ лишиться возможности получить и сдать товаръ, или же выѣхать. съ рпскомъ з а цѣлость своей утлой посудины, товара, а иногда и соб­ ственной жизни?" Останавливается передъ такой задачей икапитаігь: не зайти въ становище - зн а чи ть , быть можетъ, оставить многихъ нромыіп- .’Н'шшковь не только безъ соли д л я рыбы, но и безъ хлѣба, за й ти—под­ вергать промышленников'' 1 . пскушеиію выТ .хатьи ,значить,риску погибнуть. „Приходится к араули ть пароходъ и спѣшпть попасть на пего раньше

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz