Статистическое исследование Мурмана. В 4 т. Т. 4: Тресковый промысел в 1902 году. Текст / [вступ. ст.: Н. В. Романов] ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера ; [под общ. ред. Н. В. Романова]. - Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга,1904. - LV, 242, [2] с., [7] л. карт : табл.
— I l l — Вероятное объяснѳыіе этого факта заключается въ распре- дѣленін промысловой рыбы и наживки, какое наблюдалось въ 1902 году: въ восточныхъ становищахъ, начиная съ Рынды, песчанка не только появилась поздно (до половины іюля ея или нѳ было, или была мелкая и въ маломъ количеств^), но и въ дальнѣйшемъ она ловилась плохо вплоть до августа, тогда какъ въ западныхъ становищахъ наживка въ достаточ- номъ количеств^ была уже въ началѣ второй половины іюпя и довольно хорошо держалась все время промысла *). Естественно, что промышленники, особенно мелкота, не имѣющіе своихъ промысловыхъ становъ, начавши промыселъ въ западныхъ становищахъ, не имѣли ни малѣйшнхъ поводовъ покидать ихъ , а именно къ „мелкотѣ“ въ значительной мѣрѣ и относятся промышляющіе на елахъ и всѣ карбасники. Становище Гаврилово, въ которомъ и ранѣе (въ 1899 г.) карбаса иелы составляли значительный процентъ всѣхъ промысловыхъ судовъ (88,9%), въ 1902 г. явилось главнымъ пунктомъ на плыва мелкоты, такъ что однѣ елы составили 45,4І/0 всѣхъ судовъ, а вмѣстѣ съ карбасами онѣ дали 51,9"/о. Въ Гавриловѣ, какъ извѣстно, есть всѣ удобства для промышленниковъ: близость и постоянство наживки, близость мѣстъ лова рыбы, большое число скупщиковъ рыбы. Если мы по тѣмъ же 8 становшцамъ сравнимъ отдѣльно число болѣе крупныхъ судовъ (шняка, тройникъ) и число болѣе мелкихъ (ела, карбасъ), работавшихъ въ 1899 г. и 1902 г ., то получимъ: больше (+ ) , меньше (—) + 1 1 2,2"/,, + 5 0 24,3"/« Е л ъ и карбасовъ. 206 256 Въ 1902 года работало *) См. брошюру „Наживка въ тресковомъ промыслѣ“, стр. 35—88, и статнстич. изслѣд. Мурмана въ 1902 г., „таблицы1, стр. 136—157, 194—197.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz