Смирнов, Н. А. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. О морском зверином промысле на русских судах : отчет по командировкам Нестора Смирнова/ Ком. для помощи поморам Рус. Cевера. - Санкт-Петербург : Типо-литография И. Усманова, 1903. - [4], 157, [2] с. : ил., табл.

— 73 — слЗздоваше о сост. рыбол. въРоссш". 1863, т. YIT, стр. 62), и по тому считаю нужнымъ здЬсь описать ихъ. Размеры осиновокъ нисколько менЪе приведенныхъ у Дани- левскаго, а именно: длина—около 434 см., наибольшая ширина— 135, глубина—70 см.; днище лодки сделано изъ цельной осины, съ однимъ „кренемъ“ (полозомъ), набитымъ посередине днища, около 14 см. вышиной посередингЬ и сходящимъ на нгЬтъ къ но­ су IX КОрМ 'Ь лодки. Борта изъ тонкихъ еловыхъ досокъ, прииштыхъ другъ къ другу, днищу, шпангоутамъ и „болванамъ", о которыхъ р^чь бу­ детъ ниже, пеньковыми бичевками. У носа и кормы бортовыя доски разныхъ сторонъ сходятся только нижними углами, а дальше кверху расходятся; между ни­ ми вставлены массивные куски дерева, такъ называемые болва­ ны, прибитые къ днищу, плоекie съ внешней стороны и расши­ ряющееся кверху. У верхняго края болваны просверлены насквозь и черезъ эти дыры продЬты веревки около 2 дм. въ окружно­ сти, завязанньтя на внутреннемъ, т. е. находящемся въ лодкй, конц'Ь узломъ; на вн'Ъшнемъ концгЬ завязана петля; за эти петли на „ФокЬ" осиновки поднимались талями на палубу; къ носовой петл'Ь привязана веревка сажень 7 длиною, такъ называемая „шиш­ ка", служащая для тяги лодки по полыньямъ и по льду. Креиь, какъ уже сказано выше, дгЬлается въ самомъ высо- комъ мйстгЬ, немного кпереди отъ середины, около 14 сантиме- тровъ вышины; ширина его—около трехъ сантиметровъ; по ниж­ нему краю креня набита железная полоса, такъ называемая „ши­ на", для того, чтобы лодка легче скользила по льду и крень не обдирался объ острыя льдины. Иногда эта шина предварительно подбивается подъ санный нолозъ, чтобы отполировалась о дорогу, и затймъ уже идетъ подъ крень. Гладкость и правильная набивка шины имгЬютъ до­ вольно большое значеше, такъ какъ съ гладкой, хорошо набитой шиной лодка скользитъ гораздо лучше такой, у которой шина ше­ роховата или, наприм'Ьръ, набита такъ, что головки гвоздей торчатъ надъ поверхностью шины. Одинъ разъ мнгЬ самому пришлось заметить, что но бывшая еще въ дгЬлгЬ лодка, съ заржавевшей шиной, шла сначала по льду

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz