Смирнов, Н. А. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. О морском зверином промысле на русских судах : отчет по командировкам Нестора Смирнова/ Ком. для помощи поморам Рус. Cевера. - Санкт-Петербург : Типо-литография И. Усманова, 1903. - [4], 157, [2] с. : ил., табл.

— 71 — Наверху кормовой заборницы помещается небольшой, около 8 фунтовъ в'Ьсомъ, ледяной якорекъ, во всемъ подобный описан­ ному выше, съ 15 саженями дюймового туюса. Якорь кладется лапой къ внутренней части заборницы, однимъ концомъ штока въ отверст 1 е, спещально для того сделанное у борта; линь кру­ жится восьмеркой около другого конца якорнаго штока и неболь­ шого деревяннаго нагеля, поставленнаго у другого борта, симме­ трично якорному штоку. Фалиня на носу шлюпки н'Ьтъ: онъ заменяется кормовымъ якоремъ и его тросомъ. Веселъ въ этихъ шлюп какъ 4 пары, да одно берется запас­ ное; длина веселъ—кормовыя, самьтя коропая,—около 290 см., а остальпыя приблизительно одинаковой длины, —1326 см.; все пары веселъ перемечены кольцеобразными зарубками на валысахъ, чи­ сло которыхъ соответствуете^ № банки отъ носа. Весла делаются изъ еловаго дерева; около рукоятки, на раз- стояши около 30 см. отъ конца, туго насажено пеньковое коль­ цо, прибитое еще, для большей прочности, гвоздями. Назначеше это­ го кольца —препятствовать выскальзыванию весла изъ гужика, о которомъ речь будетъ далее, въ тЬхъ случаяхъ, когда весло пря­ мо опущено за бортъ. Уключинъ у промысловыхъ вельботовъ нетъ совсемъ; вме­ сто нихъ—одинъ кочетъ для каждаго весла, дубовый или березо­ вый, на который весло надевается съ помощью такъ называемаго гужика-кольца изъ выбленочнаго троса, надетаго на весло. Этотъ способт, надеван 1 я весла позволяетъ, во-первыхъ, грести совер­ шенно безъ стука, скрипа и т. д., а во-вторыхъ, когда нужно перестать грести, можно просто оставить весло, и оно само, безъ плеска и стука ложится вдоль борта; если же его, какъ это нуж­ но при обьгкновенныхъ уключинахъ, убирать и класть вч, шлюп­ ку, то при этомъ неизбеженъ стукъ и плескъ, пугаюпце осторож- наго зверя . Ц ена такой шлюпки въ Норвегш (Тромсё)—около 240 кронъ. Вельботы, имеющееся на паровомъ судне А. В. Юрьева „Св. муч. Фока“ , несколько отличаются отъ описанныхъ: они больше, име.ютъ обрезную корму п 5 паръ кочетовъ, т. е. требуютъ 5 че­ ловекъ для промысла, а не 4; заборницы на корме нетъ; на но

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz