Смирнов, Н. А. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. О морском зверином промысле на русских судах : отчет по командировкам Нестора Смирнова/ Ком. для помощи поморам Рус. Cевера. - Санкт-Петербург : Типо-литография И. Усманова, 1903. - [4], 157, [2] с. : ил., табл.
— 67 - чьими, для поднималш черезъ бортъ кусковъ льда, насыпавших ся на палубу черезъ фальшборты, при особенно сильномъ давле- нш льда. На „ФокгЬ“ льда ни разу не нагромождалось на палубу и цгЪпи, кажется, были не въ порядке. 4) Железны я пешни-лопатки, на деревянныхъ рукояткахъ: длина жолгТ,зныхъ частей—до 1 метра, ширина сантиметровъ до 15; толщина стержня—приблизительно въ палець; эти лопатки я видгЪлъ только на „Фоке“. 1 Газначеше ихъ—долблеше льда, соскабливаше его сч, палу бы, бортовъ и т. д.; на „ФокгЬ“ же пришлось вид'Ъть топоръ, специально для рубки льда,—бол'Ье удлиненной формы, на обык- попонномч. топорище. Шлюпки для зве.ринаго промысла употребляются на нашихъ судахъ двухъ главныхч, типовъ: норвежекie вельботы, такъ на зываемые ,,Ishavsbaad“ , и русски: лодки, употребляемый для вы хода на промыселъ жителями Зимняго берега, такъ называемыя „осиновки“ , приспособленный для перетаскиванiя по льду. Лодки последняго типа вч> болыномъ ходу на „Св. муч. Фоке“ , начи- пающемъ промыселъ очень рано, когда зверь держится еще сре ди льдовъ Велаго моря. Лодки перваго типа, ворвежсшя, не особенно удобны для пе ретаскивания по льду, но зато хороши для плаваш я по водамъ среди льда, и вообще отличаются хорошими свойствами: оне лег ки на хо,ду, какъ подъ парусомь, такъ и на веслахъ, хорошо держатся на волненш и поворотливы. Строятся оне изъ тонкихъ сосновьтхъ досокъ, съ очень ча стыми и тонкими шпангоутами, что сообщаетъ боргамъ такую уп ругость, что они, сдавая при давлснш льда, снова нринимаютъ прежнюю форму, какъ только давлен1е прекращается. Если же давлеше очень сильно, то шлюпку выпираетъ совсемъ на ледъ. Длина всей шлюпки колеблется около 660 сантиметровъ, наи большая ширина, между первой парой кочетовъ—около 175 см. Носовая часть шлюпки, почти на половину длины, отъ киля до половины подводной части бортовъ, облита цинкомъ, для пре- дохранен l я дерева отъ повреждетя льдомъ при тяге ея сквозь мелкш ледъ, при вытаскиванш на льдину и т. д. Снаружи шлюпка окрашена въ белый цветъ, и потому до 5*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz