Смирнов, Н. А. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. О морском зверином промысле на русских судах : отчет по командировкам Нестора Смирнова/ Ком. для помощи поморам Рус. Cевера. - Санкт-Петербург : Типо-литография И. Усманова, 1903. - [4], 157, [2] с. : ил., табл.

— 65 — палубой, помещенie для машинной команды: далее — машина и котелъ, занимаюшде почти 1/з длины судна; надъ машиной—руб­ ка со светлыми люками. ЗатгЪмъ идетъ грузовой трюмъ, занимающий почти *Д длины судна; подъ нижней его палубой все помещеше занято такъ на­ зываемыми тянками или железными клепаными цистернами для помещешя шеляги, причемъ въ нихъ можно было бы, по словамъ хозяина, убрать шеляги приблизительно съ 12—15 тысячъ грен- ландскихъ тюленей; въ эти же тянки, имгЬютц 1 -я для сбрасывания шеляги узктя (около 2 ф.) горловины съ плотно-закрывающимися крышками, проводился по трубкамъ изъ котла паръ, для вытопки ворвани, которая получилась очень хорошаго качества. Въ нижней палубе надъ этими тянками сваливаются св'Ъжгя шкуры съ саломъ (поместному ,,харовины“), тутъ же оне стру­ гаются, причемъ, для того, чтобы сало но мерзло, въ холодное время года это помещеше отапливается паромъ, проведеннымъ по трубамъ. Въ передней части трюма внизу устроено помещеше для по­ сола шкуръ въ начале промысла и запаснаго угля, пока шкуръ нетъ , и угольныя ямы по обеимъ сторонамъ машины полны; вы­ ше этого помещение, въ междупалубномъ пространстве находится кладовая для провизш. Въ самомъ носу судна—кубрнкъ для команды, разечитан- ный на 16 человекъ; до перестройки, пока „Фока“ принадлежалъ норвежцамъ, въ кубрике помещалось около 40 человекъ. Кухня помещается на палубе, подъ штурманскимъ мостикомъ, рядомъ съ машинной рубкой и, какъ и последняя, построена изъ железа. Каюта для капитана и штурмана—въ кормовой деревянной рубке, довольно низка и неудобна: отошлете всехъ жилыхъ по мещен 1 Й угольное, освешеше керосиновое. Шлюпокъ на „Фокеа оставлено всего 6 ; две изъ нихъ — норвежск!е вельботы для китоваго и моржеваго промысла, одна— небольшая для перевозки, и три такъ называемыхъ осиновки для иеретаскиватя по льду. Описаше ихъ будетъ дано ниже. Изъ дополнительныхъ приспособлешй и оруд1й на судахъ, иредназначенныхъ для плаван 1 я у льдовъ, остается упомянуть следуюнця: 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz