Смирнов, Н. А. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. О морском зверином промысле на русских судах : отчет по командировкам Нестора Смирнова/ Ком. для помощи поморам Рус. Cевера. - Санкт-Петербург : Типо-литография И. Усманова, 1903. - [4], 157, [2] с. : ил., табл.

— 64 — на старость *), выносить еще довольно сильное давленio льда, такое, нто о борта ломается сплошной ледъ въ 1 ’/ 2 — 2 аршина толщины. **). Мачтъ на ,,Фо 1 гТг*' три; две изъ нихъ съ прямымъ вооруже- шемъ, но брамстеньга и брамрея фокмачты, стеньга бизань мачты и всгЪ реи гротмачты спущены, такъ какъ болыиихъ пе- реходовъ открытымъ моремъ „ФокЬ" делать не приходится, а реи, по мнЪтю хозяина судна, представляютъ слишкомъ большое сопротивлеше ветру. Бочка для высматривашя зверя помещена на брамъ-стеньге гротъ-мачты, и сдЬлана гораздо больше и удобнее, ч4мъ на не- болыиихъ парусныхъ судахъ; ходъ въ нее снизу, черезъ неболь­ шой подъемный люкъ в ъ дег Ъ; сид'Тшье устроено такъ, чтобы удоб­ но было, сидя, опираться о края бочки, что очень облегчаетъ дер- жаше тяжелой зрительной трубы; для поддержки последней надъ верхнимъ краемъ бочки сделаны круговыя перильца, /цаметромъ больше бочки, изъ тонкаго жел^знаго прута. Высота бочки надъ палубой около 16 сажень (по словамъ А. В. Юрьева), такъ что горизонтъ открывается очень обширный. Машина „Фоки“ , двойного расширешя, сообщаетъ судну ходъ до 6 —7 миль въ часъ; винтъ двухлопастный, очень глубоко посаженный и защищенный очень прочной рамой; обыкновенно, благодаря глубин!; ледъ его не касается, такъ какъ въ большин­ стве случаевъ подводная часть льдинъ уже поверхностной; если же, при сильномъ давлен in льда, льдина 'все-таки нажметъ на винтъ, то это давлеше ставить лопасти вертикально, а въ такомъ » положенш онгУ; защищены рамой. Обиця морстя качества „Фоки“ не особенно хороши: онъ обладаетъ сильной боковой качкой и плохо подается впередъ при волнеши, но зато хорошъ во льдахъ; не говоря уже о крепости, онъ очень поворотливъ, легко расталкиваетъ ледъ, какъ крупный такт, и мелкш и хорошо ломаетъ топкий, разбрасывая осколки его по сторонамъ. Внутреннее расположено таково: въ корме, подъ верхней *) Судну теперь около 32 лЪтъ. **) Только благодаря небрежности владельца, не сл'Ьдишнаго своепременно за состояшемъ ледяной обшивки, оно дало весной 1902 года значительную течь и должно было идти въ докъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz