Смирнов, Н. А. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. О морском зверином промысле на русских судах : отчет по командировкам Нестора Смирнова/ Ком. для помощи поморам Рус. Cевера. - Санкт-Петербург : Типо-литография И. Усманова, 1903. - [4], 157, [2] с. : ил., табл.
— 63 — Строятся промысловый яхты, по его же свТ'.д'Т.тялгь, въ Бер гене, „где есть три мастера, спещально занимающееся построй кой яхтъ; строятъ ихъ по чертежамъ, но не для каждой яхты составляется особый чертежъ, а заказанная яхта подгоняется подъ чертежи, которые имеются у мастеровъ для яхтъ различныхъ ве- личинъ. На корабельной верфи въ Тромсё также берутся иногда строить яхты“ . При постройке въ Поморье такое судно, конечно, обошлось бы гораздо дешевле, благодаря тому, что лесъ для промысловыхъ судовъ поморы получаютъ безпошлинно; мастера, могупцо стро ить хоропйя суда у нихъ тоже есть, хотя ихъ и не очень много — но, сколько мне известно, наши промышленники ходятъ ко льдамъ почти исключительно на иорвежскихъ яхтахъ. Въ прежнее время, когда на Новоземельскге звериные про мыслы ходило больше народа и изъ одного Поморья иногда от правлялось до 80 судовъ, последшя были русской стройки—ком- чары и раныиины, очень часто бракованный прежними хозяевами за старостью и негодностью *); покупались оне за безценокъ, рублей за 60 со всей снастью; при встрече со льдами эти суда часто терпели аварш, но чинились обыкновенно на льду,—и шли дальше. Такими судами для промысла обзаводились только не достаточные предприниматели, а те, которые были позажиточ нее, имели и суда более крЬ 11 к 1 я и надежный. Паровое судно въ нашемъ северномъ промысловомъ флоте имеется въ настоящее время только одно—это „Св. муч. „Фока“ А. В. Юрьева. Это судно уже довольно болыпихъ размеровъ: длина его по килю—более .130 фут., по палубе около 140 ф., углублеше кор мы, при полномъ грузе ,—14 фут. Корпусъ построенъ пзъ отборнаго дуба съ частыми и проч ными шпангоутами и бимсами; ледяная обшивка — сплошь дубо вая, около двухъ дюймовъ толщины. Форъ-штевень въ нижней половине сплошь окованъ железными полосами, какъ и перо ру ля, очень массивнаго, посаженнаго на многочисленныхъ, толстыхъ крючьяхъ. Благодаря такой постройке, корпусъ судна, несмотря *) Данилевскш . „ИзслЬдовашя о состоянш рыболовства въ Россш“, т. VI, стр. 157.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz